Из истории лицея

Содержание

“Ты помнишь, как всё начиналось...”
«…были только фундамент и голые стены…»
Вспоминают старейшие работники лицея...
«Для меня школа – это мои ученики»
«Легкое дыхание» школьной жизни
Школьная дружба
«Школа – начало начал»
Школьная жизнь до и после

“Ты помнишь, как всё начиналось...”

Школа индивидуального развития №590 открыта в 1991 году. Это экспериментальная педагогическая площадка Комитета по образованию СПб для реализации программы индивидуального развития, разработанной группой специалистов, стоявших у истоков школы, в том числе А. М. Каменским - бессменным директором школы и Ю. А. Гагиным – научным руководителем школы, ныне доктором педагогических наук, профессором СПбГУПМ.

В школе сделано 14 выпусков. 9 выпускников награждены золотыми и 23 – серебряными медалями. Ежегодно от 20 до 30 учащихся школы становятся победителями предметных олимпиад районного и городского уровня.

Баскетбольная сборная школы стабильно выступает на районных и городских соревнованиях. Неоднократно она становилась победителем районного и городского первенства.

По опросам выпускников школы, 80% из них считают, что смогли определить для себя в стенах школы путь продолжения образования и получить уровень подготовки, достаточный для реализации своего индивидуального потенциала.

Отмечая достижения учащихся, нельзя не сказать о достижениях педагогов. Свыше 85% коллектива имеют квалификационные категории, полученные в стенах школы в ходе аттестации и конкурса педагогических достижений с 1992 по 2000 годы. За годы существования школы ряд учителей получили второе высшее образование, прошли стажировку в институтах и лабораториях, защитили диссертации. В школе работают 7 учителей – Отличников просвещения (4 человека были награждены этим званием в стенах школы). Учитель математики М. И. Балашов и учитель русского языка и литературы Л. А.Мухина получили высокое звание Заслуженного учителя России.

Наверх

«… были только фундамент и голые стены …»

Директор лицея Алексей Михайлович Каменский
Стать учителем я решил еще в детстве. Увлекался биологией и физикой, учился в физико-математической школе: поступил туда без проблем, так как по физике, алгебре и геометрии у меня были хорошие оценки. Окончил школу «хорошистом». Решил пойти на физфак, к экзаменам почти не готовился, но все равно все хорошо сдал и даже сочинение написал на «отлично». Также параллельно занимался театром и получил диплом режиссера школьного театра, окончил курсы экскурсоводов.
Мне очень нравится деятельность учителя, люблю работать с детьми. Пять лет проработал учителем физики в школе 291, затем меня назначили завучем, и три года я работал на этой должности. Потом я стал инспектором РОНО, а после этого - директором сиротского интерната в Колпино.

В октябре 1990 года меня назначили директором нашей школы. Выяснилось, что сама школа еще не построена, был только фундамент и голые стены, даже крыши еще не было. Школу должны были сдать к декабрю, но у меня, конечно, возникли сомнения по поводу сроков. Кроме того, обнаружилась еще одна проблема: не хватало денег на оснащение школы из-за резкого скачка цен. Но мы справились с этим – удалось некоторые вещи заказать по старой цене. Но, к сожалению, комплектация школы была довольно плохой. Не хватало оборудования, так как его не финансировало государство. Но все-таки, благодаря стараниям нашего коллектива, школу открыли к концу апреля. Новой проблемой стала нехватка учеников, так как дома вокруг не были достроены, поэтому я рискнул оставить школу пустой до сентября, не заполняя ее классами из других районов. В сентябре пришли новые ученики и учителя. Первыми работниками нашей школы были Мухина Людмила Алексеевна, Елена Валентиновна Романчук, Татьяна Алексеевна Власова, Елена Анатольевна Шевчук, Кузнецова Елена Евгеньевна и другие.

Первоначально у меня возникла идея создания школы при Кировском заводе, чтобы обучать в ней будущие заводские кадры. Эта мысль была позаимствована мной у американцев, ведь в то время там происходила реформа образования, по которой крупные предприятия открывали при себе профильные школы. В осуществлении задуманных планов финансами и связями помогли МЖК(молодежно-жилищные кооперативы). Но, к сожалению, вскоре Кировский завод стал разваливаться. Поэтому идеи стали меняться и родились новые – об изменении форм образования. Появилось название школы: «Школа индивидуального развития». Тогда это было ново и необычно – в одной школе собраны разные профили. В городском комитете дали положительный отзыв, и нам присвоили статус экспериментальной школы. В середине 90-х Москва подтвердила наш статус как федеральной экспериментальной площадки.

В этом учебном году я представлял наш лицей на Всероссийском конкурсе «Лидер в образовании» и был награжден почетным дипломом в номинации «Лидеры общественного образования»

Из всего, что я планировал, сбылось на 30 %, но я считаю, что это очень неплохо. Желаний на будущее очень много, начиная от завершения капитального ремонта туалетов к 2008 году до развития системы элективных курсов, также планируется создание Олимпийской сборной лицея. И еще очень хочется, чтобы учителя понимали, что все дети разные и к каждому должен быть свой подход. И я очень надеюсь, что в будущем все желания станут реальностью.

Записали Настя Шевченко и Ксения Иванова, ученицы 11б класса

Наверх

Вспоминают старейшие работники лицея...

К старейшим работникам лицея обратились со следующими вопросами Краснощек Ольга и Абрамова Карина, ученицы 9 в:

1) Какие важнейшие проблемы стояли перед Вами в первые годы работы в школе?

2) Что удерживает Вас на одном рабочем месте столько лет?

3) В чем существенная разница меду школой того времени и сегодняшнем лицеем?

Елена Евгеньевна Кузнецова, учитель биологии

1) Создание авторских учебных программ для углубленного и сокращенного курса биологии

2) Комфортное состояние на рабочем месте. Замечательный коллектив кафедры биологии и школы в целом.

3) Существенной разницы нет. Лицей – это итог работы предыдущих лет.

 

Татьяна Владимировна Кузьминова , учитель химии

1) Научить детей и дать им хорошие знания. Воспитывать в них бережное отношение к людям, быть добрыми и отзывчивыми. Оформление кабинета, пополнение его наглядными и учебными материалами.

2) Любовь к детям, к предмету, к жизни.

3) Была более теплая и менее нервозная обстановка, было больше порядка. Учащимся 10-11 классов не позволяли ходить по школе в грязных сапогах. Ученики бережнее относились к школьному имуществу. Приятнее было работать с учащимися, так как чувствовалась отдача. Ребята серьезнее относились к учебному процессу. Сокращение часов по предмету не дает хороших результатов. Специализация в классах, которые были в первые годы, давала хорошие результаты.

Сейчас внешне школа выглядит более эффектно, но кабинеты все еще ждут ремонта.

Корочкина Лидия Анатольевна, технический работник

1) Хотелось, чтобы было чисто в школе. Стены были покрашены водоэмульсионной краской, поэтому часто пачкались. Мыли их сами учащиеся. Мучались с плиткой, которая все время отлетала. Были грязные туалеты. Сейчас все по-другому.

2) Сначала держала дочь, которая здесь училась, а сейчас любовь к работе, общение с детьми.

3) Школа сама по себе стала более красивой. Мне кажется, что учиться стало интереснее, дети получают больше знаний, можно интересно проводить перемены в оранжерее.

Наверх

«Для меня школа – это мои ученики»

Я - учитель начальных классов, и в моей профессии нельзя просто работать, а нужно проживать каждый день с каждым ребенком: делить его печали и радости, успехи и неудачи, всегда быть рядом в трудную минуту.
За 14 лет работы в нашем лицее, я выпустила в жизнь 60 человек. А сейчас в моих руках 25 судеб маленьких ребят. Может, эти цифры покажутся вам и небольшими, но когда речь о каждом близком тебе человеке, вспоминаешь, сколько искренней любви и терпения было вложено в наши отношения.

И ребята меня не подвели.

Первые выпускники 1998 года – совсем взрослые люди, они работают, у многих уже свои семьи.

Выпускники 2001 года, самые активные, жизнерадостные, и сейчас участвуют в общественной жизни школы.

Выпускники 2005 года – очень любознательные, разносторонне развитые, победители различных олимпиад. Моя школьная жизнь продолжается, в этом году учу первоклашек, постепенно и бережно стараюсь ввести их в бурную жизнь школьной страны.

А на выпускном вечере в начальной школе, я всегда говорю своим ученикам:

Начальная школа –
Начало начал,
И в жизни из детства
Ты – первый причал.
Так пусть же останется
В сердце любом
Начальная школа –
Начальный твой дом.

Ольга Павловна Тойлова, учитель начальной школы

Наверх

« Лёгкое дыхание » школьной жизни

В открывающуюся новую школу 590 меня позвала моя коллега Людмила Алексеевна Мухина. Обычно, когда переходишь с одного места работы на другое, приходится привыкать к новому. В этой школе со мной этого не происходило, наверное, потому, что рядом были коллеги из прежней школы(291).

Новая школа как новая вещь. Когда берешь в руки новую вещь, ты ощущаешь ее необычный запах, радуешься, что наконец-то держишь ее в руках, предвкушаешь, как ты будешь использовать ее. Я ожидала от новой школы многого, и эти ожидания сбылись.

Здесь все было необычно. Классы по направлениям делились на группы. Так, например, в гуманитарном 7в, в котором я преподавала русский язык и литературу, были группы: литературная (с углубленным изучением литературы русского языка и литературы), языковая (изучали три языка: английский, немецкий и французский), восточная (изучали японский язык) и историко-художественная (изучали историю, МХК).

Работать было интересно и ученику, и учителю. Когда сейчас мы с коллегами вспоминаем это время, то говорим, что тогда мы «летали», ощутили «легкое дыхание» школьной жизни. Я была не только учителем, который отдает знания ученикам, я была сотворцом вместе со своими учениками. Меня очень радует, что несколько девочек, которые учились в литературной группе, связали свою жизнь с журналистикой. А я и сейчас под настроение открываю их тетради, читаю сочинения, стихи. С некоторыми наше общение переросло в дружбу.

Наталья Евгеньевна Полузерова, учитель русского языка и литературы

Наверх

Школьная дружба

Много было интересных событий в биографии нашего лицея. За полтора десятка лет вышли в большую жизнь сотни выпускников. Но одна из самых замечательных страниц – это люди, так или иначе связавшие свою судьбу со школой и оставившие в нашей истории яркий и запоминающийся след. Биографии этих людей складываются по-разному. Одни до сих пор являются сотрудниками лицея, другие, по разным причинам, трудятся на другом поприще. О некоторых из тех, кто когда-то работал в коллективе наших педагогов, мы хотим рассказать. Один из старейших сотрудников лицея Владимир Николаевич Зайцев вспоминает о прошлом и одновременно делится последними новостями. Водоворот событий и лет удивительно складывает судьбы. Изменчивость и скоротечность окружающего – закон, по которому мы все живем. Оглянуться, а тем более подробно что-то вспомнить, и то некогда. А вспомнить есть о чем и есть кого.

Где-то в конце 90-х в нашем лицее работали Михаил Васильевич Тарасов (учитель английского языка) и его супруга – Марина Владимировна Тарасова (воспитатель), Игорь Валентинович Деменков (учитель физкультуры). Хочу рассказать об этих людях, вспомнить кое-что из прошлого и поделиться тем, как складывается их нынешняя судьба. Имею на это право, так как получил их личное разрешение. Все эти люди до сих пор являются моими друзьями, хоть и не так часто жизнь позволяет нам встречаться.

Расскажу, как много лет назад Михаил Васильевич учил Игоря Валентиновича английскому языку. Зачем? И чем это закончилось? Эта история, скорее всего, прямого отношения к работе не имеет. Но она помогает представить, какие люди работали рядом с нами.

У Игоря Валентиновича Деменкова – учителя физкультуры – была заветная мечта: посвятить себя большому спорту. Но так сложилась жизнь, что спортсменом-профессионалом он не стал. Зато попытки стать баскетбольным арбитром имели успех. И вот в один прекрасный день Игорю Валентиновичу улыбнулась фортуна: ему предложили попробовать свои силы на международном уровне. А это значит – судить игры с участием иноязычных команд. И не только в России, но и за рубежом. Нужно было срочно научиться говорить на английском языке. А в школе и в институте Игорь Валентинович изучал немецкий язык. Проблема была еще и в том, что язык нужно было выучить за считанные месяцы. Да и не книжный нужен был язык – разговорный, чтобы тебя понимали и по интонации…

Михаил Васильевич Тарасов в совершенстве знал английский язык. Уже в то время занимался литературными переводами. Он взялся выучить Игоря Валентиновича английскому разговорному. А были они не то чтобы друзьями – приятелями. И вот, представьте себе, Михаил Васильевич научил Игоря Валентиновича свободно говорить по-английски за несколько месяцев. Да еще как! Наш учитель физкультуры с первого раза сдал на «отлично» серьезнейший экзамен в международном спортивном комитете.

С тех пор Михаил Васильевич и Игорь Валентинович стали друзьями. Прошло много лет, оба уже не работают в школе, но продолжают дружить. Вот и получается, что наша школа подружила двух хороших людей, помогла им в дальнейшей жизни.

В настоящее время Игорь Валентинович Деменков – баскетбольный арбитр международной категории. Часто его можно видеть на экране телевизора : когда крупным планом показывают не только спортсменов, но и судью, стоящего в зоне штрафных бросков…

Жизнь Михаила Васильевича Тарасова также изменилась. Сегодня он профессиональный переводчик, член союза писателей России. Занимается переводами английской художественной литературы. А в свободное время пишет замечательные стихи. На русском языке, конечно. Марина Владимировна, его супруга, недавно издала “семейным” тиражом любимые стихи мужа.

Михаил Васильевич подарил мне книжку своих стихов и любезно позволил опубликовать в нашем лицейском журнале “Отражение” любое из них.


Голубой этюд

Днём и ночью к
вешним зорям
В голубую даль
По волнам плывёт по морю
Зоревый корабль.
На руле стоит у мачты
Розовый матрос,
Капитан смеётся-плачет,
Радостный до слёз,
Что плывёт он морем синим
В дальние края,
Где лежит под небом дивным
Синяя земля,
Где цветут под
вешним ливнем
Синие цветы,
И звенят, поют о дивном
Птицы с высоты.
Там, журча, выводит трели
Солнечный ручей,
И трава пухово стелет
Синюю постель;
Там туман приносит людям
Голубые сны,
И звучат напевы лютен
Голубой весны.
Выходя на берег моря,
Вглядываясь в даль,
Ждал я, что придёт за мною
Зоревый корабль,
Но сквозь сумерек прохладу
Видел как вдали
Растворялися в туманах
Дымки-корабли.
Ночь повисла над землёю,
Там, в ночной дали,
Уплывают в сине-море
Сказки-корабли.


Гусарский романс

Синяя ночь;
лишь мерцают во тьме эполеты;
Тихо кругом –
всё уснуло в покое ночном.
В этой ночи
возникают романов сюжеты,
Что на рассвете,
как снег, тают ноющим сном.

Тихая ночь;
у стола прикорнули гусары.
Сонная ночь –
но никак не могу я уснуть.
Старый мотив…
Бесконечно усталый и старый.
Темная ночь…
Петербургская синяя муть…

Прежняя ночь
подступает – и снова, и снова
В этой ночи
я пристанища сердцу ищу.
Где мне занять
в этой пасмурной жизни иного?
Как отыскать,
как найти, как поверить в мечту?

Вот моя жизнь,
что течет и течет меж ладоней.
Вот моя ночь,
что обманчивый дарит покой.
Как мне уйти
от судьбы бесконечной погони?
Как разгадать,
что мне сумрак готовит ночной?

Синяя ночь;
лишь мерцают во тьме эполеты;
Тихо кругом –
всё уснуло в покое ночном.
В этой ночи
возникают романсов сюжеты,
Что на рассвете,
как снег, тают ноющим сном.
М.В.Тарасов

Наверх 

"Школа - начало начал"

Сейчас я учусь в педагогическом колледже. Мне очень тяжело, и я хотела бы вернуться в школу. Я училась в ней с первого класса. Учителя относились ко мне благосклонно, за что я им очень благодарна. Они научили меня читать, писать, фантазировать и многому другому.

Сейчас, когда я встречаюсь с ними в магазинах, на улице, в транспорте, все задают один и тот же вопрос: «Как дела в колледже?» Я отвечаю: «Хорошо. Только в школу хочется!»

Мне запомнились такие школьные праздники, как День предприимчивых людей, День лицея. Очень хорошо, что в школе есть ученическое самоуправление. Оно помогает ребятам раскрыть себя, научиться делать выбор.

В театральном кружке, который я посещала, я научилась играть роли в сценках. Интересно было участвовать в концертах. Круто! Татьяна Аркадьевна Гук - преподаватель-клад. Не жалея себя, отдает золото своей души детям. Со всеми может найти общий язык.

Школа – начало начал. Все, что заложено в начале пути, откликнется в будущем.

Калимуллина Дина, выпускница 2005 года.

Наверх 

Школьная жизнь до и после

Наверное, каждый из нас хоть раз всерьез задумывался о том, что ждет его по окончании школы, когда он, наконец, вступит в настоящий взрослый мир.

Одни думают об этом с нетерпением, другие - с ужасом. Но, так или иначе, всех нас мучают вопросы относительно перехода в новую взрослую жизнь: о тех чувствах, которые будем испытывать и с какими трудностями столкнемся. А теперь, когда до окончания учебы осталось несколько месяцев, желание получить ответы становится все более актуальным.

И вряд ли кто-то поможет в этом лучше, чем человек, который совсем недавно распрощался со школьной скамьей и еще живо помнит свой выпуск, а также может дать массу полезной информации.

В качестве такого человека был выбран Максим Булыгин: выпускник 2004 и бывший губернатор школьного города. Теперь он учится в Военно-медицинской академии, где ему предстоит пробыть еще много лет. Там царят строгая дисциплина и ужесточенные порядки. Но, невзирая на это, Максим уверен в правильности своего выбора. Ведь его академия дает «лучшее медицинское образование в мире».

Думаю, что многим из вас будет любопытно узнать его размышления. «В школе я всегда старался проявлять инициативу, быть лидером, предлагал новые идеи, и поэтому сейчас мне трудно адаптироваться» Кроме того, в таких непривычных условиях «трудно выделиться из общей массы, трудно сделать так, чтобы люди шли за советом именно к тебе, но я стараюсь и считаю, что у меня получается. А главный мой в этом помощник – мой опыт, полученный в школе. И я этим горжусь. Я горжусь своей школой,» - признается Максим.

В любом случае становится понятно, что по окончании школы все мы попадаем в совершенно другую реальность, полностью отличающуюся от той, что была раньше. Существующий мир подвергается масштабным изменениям, в ходе которых формировавшиеся годами убеждения, взгляды и мысли могут претерпеть значительные изменения. Но это не ломка мировоззрения, а его расширение - способность взглянуть на мир под другим углом. И воспринимать это нужно, прежде всего, как огромный положительный опыт, который обязательно пригодится впоследствии. Ведь недаром говорят о том, что когда закрывается одна дверь, то непременно открывается другая. Значит, с окончанием школы мы вынуждены будем навсегда проститься с уже ставшим таким привычным образом жизни. Но взамен мы вступим в новое, непознанное пространство с многочисленными перспективами и возможностями. А хорошо это или плохо, судить уже не мне…


Оксана Дмитриева, ученица 11б

Наверх