Музыкальный мир

Содержание

“Ария”: история жанра

"Ария": история жанра

В 70-е годы в Советском Союзе получил распространение вокально-инструментальный жанр. Стало возникать множество вокально-инструментальных ансамблей, таких как “Песняры”, “Поющие гитары”, “Цветы” и т.д. Зародился этот жанр в Англии, самым ярким представителем были The Beatls. Отличительной чертой этого жанра было то, что музыканты сами сочиняли тексты, музыку своих песен и сами исполняли их. Для композиций этого жанра была характерна многоплановость, различные музыкальные части как в классической музыке. Вокал занимал далеко не лидирующие позиции, а инструменты, напротив, выходили на первый план. Самыми известными группами, работающими в этом направлении, были Deep Purple, Urian Heep, Led Zeppelin. Такие вокально-инструментальные группы оценивали не по вокалу, а по музыкальному сопровождению, и именно поэтому наиболее прославившимися и известными музыкантами были именно инструменталисты, такие как Ричи Блэкмор (гитара), Джон Уэтон (гитара), Тони Иомми (гитара), Кози Пауел (барабаны), Джон Лорд (клавишные).

Так сложилось, что самым выразительным средством для вокально-инструментального жанра стала рок-музыка. Именно это музыкальное направление давало возможность всем – и вокалистам, и инструменталистам, - наиболее ярко выразить музыкальные образы и, в дальнейшем, вокально-инструментальный жанр, взяв своим основным средством именно рок, органично с ним слился. Поэтому в современном понимании (за некоторым исключением) именно вокально-инструментальный жанр является основным в исполнении рок-музыки, и рок-музыку трудно представить себе вне вокально-инструментального жанра. Кстати сказать, рок – это не разновидность музыкальных произведений, а способ музыкального изложения.

В последнее время вокально-инструментальный жанр, уже слившись с роком, приобрел самого могущественного и самого близкого союзника – симфоническую музыку. Подтверждение этому выступления сильнейших вокально-инструментальных коллективов всего мира совместно с симфоническими оркестрами (Scorpions – Германия, Nazareth – Шотландия, Metallica – США и т.д.).

Затем из Англии этот жанр перешел в другие страны Европы и к концу 60-х годов он появился в Советском Союзе. Долгое время этот жанр не признавали в нашей стране, выступления музыкантов ограничивали и даже запрещали.

В конце 70-х годов в Советском Союзе существовал ВИА “Поющие сердца”, из которого в 1985 году образовалась известная всем “Ария”. Они подняли свою музыку на более высокий уровень, она стала намного “тяжелее”.

Многоплановость, различные музыкальные части, сильное инструментальное сопровождение, большой диапазон голоса их первого вокалиста Валерия Кипелова, да и само название “Ария” – все это приближало музыку, которую они создают, к симфонической. Отиентиром для “Арии” была музыка английской группы Iron Maiden, где основной упор был на лидирующие партии гитар. “Ария” так же гитарная группа: есть две лидер гитары, ритм и бас. Музыканты сами сочиняют песни, а большую часть текстов пишет некая малоизвестная поэтесса Маргарита Пушкина. Несмотря на то, что музыка “Арии” в основном рассчитана на молодежь, тексты имеют глубокий философский смысл. В них поднимаются вечные проблемы борьбы Добра со Злом, мысль о том, что Добро и Зло в нашем мире неразрывно связаны, так как сплетены в один клубок. В их композиции “Путь наверх” есть такие строки:
“…Не пройдя преисподней,
Нам не выстроить рай…”.

Многие их песни посвящены проблеме войны и мира и тому, что в любой войне нет настоящих побед, и что каждая война – это война прежде всего за власть, и какой ценой платят обычные люди за чье-то стремление к господству. У “Арии” есть песни о России, о религии, социальных проблемах, о судьбах великих людей, о жизни в современном мире, да и наверно обо всем, с чем сталкивалось человечество на протяжении существования. Одна из самых их известнейших песен “Ангельская пыль” посвящена проблемам наркомании:
“На краю обрыва, за которым вечность
Ты стоишь один во власти странных грез,
И, простившись с миром, хочешь стать беспечным,
Поиграть с огнем нездешних гроз…”

Один из самых ярких альбомов из дискографии “Арии” это “Игра с огнем” 1989 года. Песня, давшая название всему альбому рассказывает нам историю великого скрипача Паганини, искусство которого было так велико, что люди считали, что его рукой со смычком водит нечистая сила:
“…Кроме господа я не знал царей…
…И змеей пущен черный слух,
Что смычком моим правит адский дух,
А мой лучший друг – верить слухам – сатана…”

“Ария” – самый яркий пример тому, какой уровень музыки и текстов должен быть у песен вокально-инструментального жанра.

Надо ли еще сказать, что их музыка не имеет ни малейшего отношения к шоу-бизнесу, а за самые первые годы существования группы музыканты часто не получали денег за свои выступления.

Несколько лет назад “Ария” распалась, так как в любом, длительно существующем коллективе усиливаются творческие разногласия. Из группы ушла часть музыкантов, включая и вокалиста – Валерия Кипелова. Но “Ария” не закончила этим свое существование, а продолжила деятельность в немного изменившемся составе. Но какая бы участь не постигла группу, она уже оставила свой ярчайший след в истории мировой музыкальной культуры.

Елена Зайцева, ученица 10”б”

Наверх