Из истории лицея

Содержание

"Моя полиция меня бережёт!"

"Моя полиция меня бережёт"

В этом номере журнала редакция представляет вашему вниманию статью о школьной полиции(1994 год), которая существовала в первые годы жизни школьного города. Автор - Н.Л.ВИНОГРАДОВА (сейчас в школе не работает) - воспитатель, куратор школьной полиции.

ПОРЯДОК В ШКОЛЕ — НАША ЗАБОТА

Министерство правопорядка в школе — хорошее дело. Однако мы, учащиеся второй смены, остались в стороне, хотя проблемы дисциплины и порядка, особенно на переменах, несмотря на меньший возраст наших детей, а может быть, именно поэтому, стояли не менее серьезно, чем для старших классов.

На переменах непрерывная беготня, крики, возил. Попытки педагогов вмешаться создавали островки спокойствия в бурном море эмоций. Попытки воздействовать на учащихся через их родителей «страшными» историями о переломанных конечностях, сотрясениях мозга и несчастных, искалеченных на всю оставшуюся жизнь детях имели слабый эффект.

Однако чувствовалось, что необходимо принимать меры, так как в школе, во второй смене, произошло несколько происшествий из-за элементарного несоблюдения правил поведения на переменах.

Если бы во второй смене учились старшие классы, конечно, вопросы дисциплины, порядка решались бы через них c помощью действия министерства правопорядка.

В нашей же обстановке то, что мы были в роли «старшеклассников», сыграло и положительную роль, поскольку дело наведения порядка пришлось отдать в руки самим «творцам беспорядка».

По этому поводу в стенной газете «Полицейская жизнь» писали:

Мы долго молча наблюдали,
Как все порядок нарушали,
Но время шло, и мы сказали:
“Ну, хватит, мужики!”
И вот нашли мы способ вскоре,
Как разгуляться нам на воле,
Мы на подъем легки! Держись,
нарушитель!
Бегун, тормози!
Язык придержи, сквернослов!
У нашей полиции руки крепки!
И очень шериф суров!

История создания Управления полиции такова.

С начала учебного года ученики моего 7 класса включились в школьную систему ВКДС, процесс этот пошел очень непросто.

В общественной жизни ученики старались сделать как можно больше: красиво оформили класс и были активно в школьных делах. Однако хотелось направить интересы ребят не только на зарабатывание экю, но и на нечто действительно полезное, укрепить в них чувство ответственности за нормальную обстановку в школе, классе, как на уроке, так и на переменах.

Я посчитала, что надо использовать стремление ребят к получению крупных сумм и назначила премию 500 экю за полезную инициативу.

Ребята почувствовали, что надо воплощать идеи для того, чтобы за ценную инициативу получить действительно весомое вознаграждение. И поэтому у них, особенно таких активных, как Алеша Баленков, Миша Новиков, Слава Десятник, рождалось много идей, часто повторяющих уже осуществленное, часто просто нереализуемых.

Так что мне без труда удалось направить работу мозгового центра класса в нужном направлении.

Почему я считала нужным именно Управление полиции? Во-первых, хотелось привлечь мальчишек, а «полицейские -практически не имели доходов, явился отсев тех, кто заботился только о материальной выгоде. С такими «полицейскими» мы без особого сожаления распрощались, хотя мысли о них есть: ведь, в идеале, все ребята должны найти свое место в игре.

Но и в дальнейшем, в ходе работы возникали проблемы с неуплатой штрафов и отрицанием нарушителями фактов нарушений. Пришлось на собрании Управления полиции принять решение о привлечении в этих случаях свидетелей происшествия, а при их отсутствии «полицейские» сами имеют право свидетельствовать. Это привело к изменению формы штрафных квитанций. Придумали службу заявлений и жалоб, организовали ее девочки. В школе у ребят к полиции отношение, как у автолюбителя к автоинспекции — как к неизбежному злу. Система штрафов заработала.

Как проходила внутренняя жизнь Управления полиции? Еженедельно проводились собрания сотрудников, на которых решались все вопросы жизни Управления полиции. Каждое собрание начиналось с исполнения гимна:
Наша жизнь и трудна, и опасна.

Мы отводим от школы беду.
Нарушитель, старанья напрасны,
Все равно ты у нас на виду!
Мы хотим, чтоб учились спокойно
Все, от старших и до малышей,
Нарушитель, старанья напрасны,
Мы порядок храним для друзей.
Мы ведь здесь собрались для занятий,
Нам нет времени «Ваньку валять».
Нарушитель, берись за тетради,
Будем мы и тебя охранять.

Его поют все стоя. Ребятам очень нравится хоровое пение. И это первое, с чем сталкивается кандидат. Атмосфера исполнения гимна настраивает совершенно на определенный, необычный, торжественный лад. Каждый из кандидатов должен иметь рекомендацию от сотрудника, и о каждом кандидате может высказаться любой из присутствующих. Ребята говорят удивительно много, чувствуют себя раскованно.

Еще один очень интересный момент: говорят ребята о недостатках кандидатов в сотрудники много, однако, когда дело доходит до голосования, все — за. Когда я их слушаю, мне становится иногда не по себе от их нелицеприятной строгости, однако не было случая, когда кого-нибудь не приняли. То есть на собраниях царит атмосфера доброжелательности, понимания. Шериф все же, в зависимости от количества отрицательных мнений, устанавливает разные по продолжительности испытательные сроки. И были ребята — Алеша Гусев, Саша Гани-чев, — которые испытательный срок не выдержали. А выдержавшие принимают присягу на собраниях, посвященных этому событию. Ритуал напоминает принятие военной присяги. Каждый выступающий у доски зачитывает текст и получает из рук шерифа удостоверение и значок. На этих собраниях ребята в конце весело поют «Полицейский вальс». Музыка песни «За фабричной заставой» из кинофильма «Они были первыми».

За последней за партой,
От журнала вдали,
Жил парнишка веселый —
Вечно джинсы в пыли.
Он на всех переменах
В догонялки играл,
Он уроки не делал
Трояки получал.
Но однажды парнишка
Вдруг решил повзрослеть:
Он схватился за книжки —
Много надо успеть.
Только на перемене
Не успел почитать —
Сбитый с ног в коридоре,
Он остался лежать.
И тогда он придумал:
Быть полиции здесь,
Чтобы нам всем, ребята,
Что-то сделать успеть.
И с тех пор в нашей школе
Все уже решено —
Управление наше быть навеки должно.

Интересна и реакция родителей на появление полиции. Большинство отрицательно реагировало на эту новость. Высказывались мысли о воспитании «стукачей» и опасения перед дождем штрафов. Кроме того, многие родители считают, что дети должны «разряжаться» на переменах. Объяснялось, что они довольно слабо представляют себе степень этой разрядки и ее последствия. А опасения по поводу штрафов оказались преувеличенными, так как из нашей практики появилось правило двухкратного предупреждения нарушителя, и лишь потом штраф.

И еще появились желающие работать и из других классов. Это и радовало и осложняло работу Управления полиции.

 

Наверх