Программа развития

Программа развития лицея на долгосрочный период (2007-2011 г.) «Открытая школа»

Введение. Программа развития лицея № 590 строится исходя из основных приоритетов развития образования на федеральном, городском (региональном) и местном (районном) уровнях:

УровниПриоритетные направления развития системы
Федеральный
Приоритеты национального проекта «Образование» (поддержка инновационной деятельности, информатизация, актуализация воспитательной функции школы – через поощрение классного руководства)
Общественно-государственное управление, попечительство как формирование черт гражданского общества
Финансово-хозяйственная самостоятельность (техническая оснащенность и ресурсное обеспечение образования)
Профильная школа (индивидуализация образования + соответствие нуждам государства и общества в качественной подготовке специалистов)
ЕГЭ (объективность контроля результатов обучения)
Региональный (городской)
Доступность и качество образования
Повышение эффективности экономических отношений
Открытость образовательной системы
Оптимизация кадровой политики
Местный
(районный)
Развитие индивидуальности участников образовательного процесса (профилизация, информатизация, творческое самоопределение, психологическая поддержка и медико-социальное сопровождение)
Расширение образовательного пространства (опытно-экспериментальная работа, воспитание в процессе образования, преемственность на всех уровнях образования, взаимодействие ОУ, гражданско-правовое воспитание, «музейная педагогика»)
Инновационное управление (финансово-хозяйственная самостоятельность, общественно-государственное управление, самооценка деятельности образовательных учреждений)

Ориентируясь на приоритеты системы образования страны, города, района, лицей выстраивает собственную стратегию развития на период 2007 – 2011 годов.

Идеология программы может быть представлена своеобразной моделью, условно названной «Здание воспитания»:

На постоянном фундаменте непрерывного обучения основано овладение, в первую очередь, информационно-коммуникативными технологиями через альтернативные формы образования. Они дополняют урок с его освоением базового минимума и способствуют развитию таких качеств, как коллективизм и самоуважение. НОТ – новые образовательные технологии, используемые в самом уроке.

Три условных сферы социализации – Дело, Дом и Досуг – обусловливают педагогические подходы свободного, широкого и осознанного выбора, педагогики авторитета и педагогики успеха и игры. Они определяют вектор индивидуализации образования. На реализацию этих подходов работают программы «Наш город», «Открытая школа» и «Круговорот праздников и традиций», которые воспитывают такие качества личности, как стремление к мастерству, терпимость и широта интересов, что порождает у детей удовлетворенность, самоуважение, любовь, радость и способствует гармонизации отношений «Я» и «Мы». Только в рамках этой гармонии и развивается человеческая индивидуальность.

Как видно из представленного рисунка, мы отказались от традиционной классификации сфер воспитательной деятельности: умственное, трудовое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое воспитание. Мы понимаем, что любые классификации – условность, они огрубляют сложную и многогранную реальность. Конечно, в том или ином сочетании все эти направления вписываются в нашу схему. Например, праздники и традиции имеют разнообразную направленность, открытость школы осуществляется по разным каналам, а игра «Наш город» предполагает разнообразные виды деятельности учащихся и по сути включает в себя две другие программы.

Вместе с тем, доминантность выделяемых нами свойств помогает нам сконцентрировать усилия, перераспределить должным образом ограниченные ресурсы. Такая концентрация повышает вероятность получения успешного результата.

1. Результаты реализации Программы развития лицея 2005 – 2007 годов. Эта программа была разработана на основе мониторинга участников образовательного процесса (педагоги, родители, учащиеся) по вопросам их удовлетворенности качеством образования, условиями обучения, потребностями в повышении квалификации и содержала 4 основных направления:

  1. «Знание – информация» (развитие альтернативных форм образовательной деятельности, работа с одаренными учащимися, повышение эффективности традиционного урока за счет усиления информационно-коммуникативного компонента, система диагностики информационно-коммуникативных умений учащихся, подготовка к переходу на профильное обучение).
  2. «Имидж лицея» (формирование фирменного стиля, эстетически полноценной информационной среды, оформление школьных помещений, рекламная печатная продукция, новые нетрадиционные формы работы с родителями, создание пресс-службы лицея, сайт лицея).
  3. «Открытая школа» (разнообразные формы контактов лицея с социумом – через клуб интересных встреч, картинную галерею, сотрудничество с вузами, ДОУ, другими школами, международное сотрудничество, деятельность Центра дополнительного образования на базе лицея).
  4. «Комфортная среда» (два направления – психолого-акмеологическое и ресурсное:
    • функционирование структур, связанных с оптимизацией профессиональной деятельности и взаимоотношений педагогов – Педклуба и центра «Образование +»;
    • укрепление и развитие МТБ, дизайнерские и ремонтные работы и пр.

По каждому из направлений были достигнуты значительные результаты:

  • внедрены в образовательную практику альтернативные формы образовательной деятельности, в которых участвует свыше 60% педагогов и более 70% учащихся лицея;
  • обобщен опыт реализации АФО, в издательстве «Сентябрь» в 2006 году вышла книга «Внеурочные технологии как альтернативные формы образования», в которой обобщен многолетний опыт работы педагогического коллектива;
  • создан пакет диагностических работ по уровню сформированности информационно-коммуникативных умений на предметном содержании;
  • картинная галерея лицея стала признанным в городе выставочным центром (информация о выставках дается в городском справочнике), активно налажена работа с писательскими организациями СПб (Центр современной литературы и книги и Союз писателей России), в образовательную практику вошли регулярные встречи с художниками, писателями, музыкантами, инициирована и проводится культурная акция федерального значения – литературно-педагогический конкурс «Добрая лира»;
  • руководство учебно-исследовательской и проектной деятельностью учащихся осуществляется не только педагогами лицея, но и учеными из вузов СПб (биология, физика);
  • активно реализуются международные проекты, в частности российско-немецкий проект «Город на реке» (СПб – Гамбург), российско-финский проект («Самооценка деятельности образовательного учреждения);
  • учащиеся имеют существенные достижения в области творческой и учебно-исследовательской деятельности, подтвержденные победами в международных, федеральных и городских конкурсах;
  • завершено оформление лицея, в здании в целом создана эстетически полноценная, информационно насыщенная среда;
  • осуществляется программа информирования участников образовательного процесса, в том числе созданы новые информационные материалы (буклеты, родительские дайджесты, активно работает сайт лицея, где открываются новые разделы и обновление информации осуществляется не реже раза в неделю);
  • частично обновлена техника в компьютерных классах, осуществлено подключение к Интернет по двум выделенным каналам, установлены компьютеры с выходом в Сеть в библиотеке, бухгалтерии, начата работа по оснащению учебных кабинетов компьютерами, подключенными к Сети, завершены работы по созданию внутренней локальной сети;
  • активно работает центр «Образование +», деятельность которого нацелена как на повышение квалификации собственных педагогических работников, так и на распространение накопленного в лицее инновационного опыта; проведено 7 районных, 5 городских, 6 межрегиональных семинаров и 3 стажировки (на безвозмездной основе) для работников образования из г. Энгельса Саратовской области, г. Серпухова и пос. Ола Магаданской области;
  • лицей в 2006 году в третий раз стал победителем Всероссийского конкурса воспитательных систем, что свидетельствует о существенных достижениях и инновационных подходах в сфере реализации возможностей воспитательной работы.

2. Новая программа «Открытая школа» основывается на положительных результатах предыдущей и развивает ее основные направления в соответствии с полученным опытом, потребностями участников образовательного процесса и основными направлениями развития современного российского образования

2.1. Постановка проблемы. Сегодня наблюдается резкое снижение мотивации учащихся к обучению, их познавательная активность, заинтересованность падают. И в значительной мере это связано с особенностями содержания образования, которое дает современная школа, и с теми технологиями обучения, которые она использует. Традиционное образование содержательно ориентировано на изучение основ классической науки: большинство учебных предметов является редуцированной формой соответствующих академических наук. Однако образование необходимо понимать значительно шире: основой его должна являться культура в целом, лишь частью которой является наука. Решить задачу расширения и обогащения содержания только за счет урока, пусть даже самого современного и творческого, невозможно.

Экспериментальные данные свидетельствуют о том, что существует значительный разрыв между содержанием традиционного образования и запросами учащихся. Содержание образования осознается учениками как освоение конкретных предметных знаний и умений, усложняющихся от класса к классу, а образовательные запросы и желания учеников в основном связаны с творческой самореализацией, общением, освоением информационных умений, решением нравственных проблем и ориентацией в современном мире. Школа предлагает ученикам научное знание, а они стремятся к познанию себя и мира, к самореализации и личностному росту. При этом трудно предположить, что ученики будут проявлять активность в освоении содержания, которое для них не всегда является актуальным.

Кроме того, традиционная школа предлагает ребенку возможности «отсроченной самореализации», что отражается в определенных педагогических штампах: «нужно учиться, чтобы впоследствии хорошо сдать экзамены», «тот, кто много знает и умеет, находит себе место в жизни» и пр. Однако такая «отсроченная самореализация» для ребенка не является мотивационно значимой, поскольку для него важнее то, что происходит «здесь и сейчас» (именно поэтому, к сожалению, ученик ищет для себя иные сферы самореализации – и не всегда позитивной).

Что касается вопроса о технологиях обучения, то необходимо отметить, что в школе детям не хватает живого, конкретного дела, материализующегося в живых, опредмеченных результатах. Именно поэтому в области способов обучения необходимо искать те формы образовательной деятельности, которые стимулировали бы развитие учеников, повышали их познавательную активность, формируя осознанную мотивацию к обучению, и были бы ориентированы на живую, конкретную, созидательную деятельность.

В связи с вышеизложенным можно утверждать, что современная школа, если она хочет добиться от ученика активности и стимулировать его мотивацию к деятельности, должна осуществить ряд изменений в области содержания образования, технологий и организационно-педагогических условий.

2.2. Подходы к решению проблемы. Данная программа предполагает решение поставленных проблем как на уровне изменения содержания, технологий и организации образовательного процесса, так и на уровне управления.

2.2.1. Содержание, технологии, организация ОП. Решить проблему можно в том случае, если в школе будет преодолен разрыв между обучением и воспитанием. Только «предметных» знаний ребенку сегодня явно не достаточно и с точки зрения его собственных образовательных запросов, и с точки зрения возможностей его нормального развития, и с точки зрения успешной социализации. Поэтому источником знаний, но не предметных, «наукоориентированных», а надпредметных, «культуроориентированных», становится внеурочная деятельность детей. И здесь выстраивается так называемая «мотивационная спираль»: урок дает ученику основы научных знаний, которые он может использовать как один из инструментов познания, осмысления содержания, предлагаемого ему в системе внеурочной деятельности. Осваивая это содержание, он обретает новые знания и умения, ориентированные на содержание культуры, которые, в свою очередь, стимулируют его познавательную активность, в том числе и в сфере «урочного», научного знания. Этот факт противоречит стойким сложившимся стереотипам, утверждающим, что внеурочная деятельность «мешает» ребенку полноценно заниматься учебной работой, отвлекая его, отнимая время, создавая «лишнюю» нагрузку. Полноценная «культуроориентированная» внеурочная работа способствует развитию индивидуальности детей, создавая дополнительные сферы для самореализации, и делает их более успешными в учении, стимулируя познавательную активность. Такое содержание образования может быть реализовано при помощи активных технологий обучения и специфических «нежестких» организационно-педагогических условий. Требования к технологиям и организационно-педагогическим условиям состоят в том, чтобы они обеспечивали активность ребенка как субъекта обучения, как познающей мир личности.

2.2.2. Управление. Реализация программы требует инновационных подходов к управлению образовательным учреждением. Эти подходы опробованы в ходе участия в экспериментальном проекте «Самооценка качества деятельности ОУ» и связаны с повышением активности педагогического коллектива в решении насущных задач собственной деятельности. Опыт проводившейся самооценки показал следующее:

  • повышается уровень информированности коллектива;
  • педагоги начинают глубже вникать в проблемы, не касающиеся их конкретной деятельности, яснее, масштабнее, целостнее воспринимать деятельность ОУ;
  • активизируется аналитическая и творческая деятельность коллектива;
  • создаются возможности для включения в процесс подготовки управленческих решений значительной части коллектива.

Инструментом для включения в процесс управления педагогов становится переход от групп самооценки в команды по решению проблем, что возможно при следующих условиях:

  • если смысл самооценки понимался всеми членами группы не только как возможность критиковать или констатировать, но прежде всего - как возможность менять;
  • если у членов группы есть общность интересов и проблем в профессиональной деятельности;
  • если группа активно включилась в анализ полученных результатов;
  • если администрация готова предоставить группе определенную степень свободы деятельности и ресурсы;
  • если в процессе работы в группе возникли элементы организации.

Кроме включения в самооценочную деятельность педагогов, необходимо отработать систему проведения аналогичных мероприятий в родительском сообществе и в среде выпускников (поскольку они способны с позиций имеющегося опыта более осознанно оценить деятельность школы – ее вклад в свои жизненные успехи и обретения).

2.3. Способы реализации целей и достижения результатов. Программа развития ориентирована на специфические изменения в образовательной системе лицея на разных ее уровнях – стратегическом (цели и задачи), собственно образовательном (содержание образования, технологии, организационно-педагогические условия), управленческом. Изменение каждого из трех компонентов системы осуществляется исходя из определенных законодательных требований, результатов, полученных в ходе экспериментальной работы, участия в инновационных проектах, данных мониторинга, положительного опыта предшествующей деятельности. Конкретно эти источники изменений показаны на схеме 1:

Рис. 1. Источники изменений в процессе развития образовательной системы ОУ.

2.3.1. Первый блок изменений, связанных с изменениями целей и задач деятельности, осуществляется на основании постоянного мониторинга по следующим направлениям:

  • социальное устройство выпускников лицея – таким образом определяется соответствие качества образования в лицее требованиям социума;
  • удовлетворенность участников образовательного процесса;
  • достижения учащихся и педагогов, рейтинг учреждения в системе образования района и города – с целью определения конкурентоспособности ОУ на рынке образовательных услуг и, соответственно, соответствия его деятельности тенденциям и направлениям развития современного образования.

Осуществление этого мониторинга связано частично с деятельностью музея (в сфере учета достижений), а в большей степени – с работой психолого-социальной службы лицея.

2.3.2. Источником второго блока изменений – в области содержания и технологий образования является деятельность следующих служб и персоналий:

  • Методический совет и методическая кафедра;
  • Учебно-методический центр «Образование +»;
  • Отделение дополнительного образования учащихся;
  • Заместители директора по ОЭР и ИТ, руководитель ОДОД.

Изменения в области содержания и технологий образования достигаются прежде всего на основании системной деятельности по повышению квалификации педагогов как в традиционных, так и в нетрадиционных формах. Кроме курсовой подготовки, участия в семинарах (вне ОУ и на базе УМЦ), повышение квалификации педагогов происходит в процессе участия в ОЭР, в инновационных проектах различного уровня, в профессиональных конкурсах и пр.

Одним из важнейших направлений ОЭР на этом этапе реализации программы развития является выстраивание связей между основным и дополнительным образованием учащихся на уровне создания целостной системы знаний. В ходе реализации программы развития «Открытая школа» в системе дополнительного образования акценты смещаются с целей, связанных с организацией досуга детей, на иные – связанные с формированием целостных культуроориентированных знаний и умений. Модель решения этой задачи видится следующим образом (на примере образовательной области «Филология»).

Таблица 1. Взаимодействие основного и дополнительного образования в сфере формирования знаний и умений (образовательная область «Филология»).

Основное образование Дополнительное образование – формируемые знания и умения
Предметная область Предметы Картинная галерея – встречи с художниками Работа с писательскими организациями Издательский дом лицея, радиокомитет, сайт
Филология
Русский язык умение вести диалог, аналитическое письмо формирование речевых навыков, речевой культуры, представления о современном литературном языке освоение жанровой специфики публицистического стиля, практика создания разножанровых работ
Литература аналитические навыки (умение видеть и объяснять значимые детали), стили знакомство с современной литературой знакомство с образцами современной публицистики
Иностранный язык развитие речи, обогащение словарного запаса, построение диалогов - обогащение словарного запаса, формирование навыков письменного перевода

Такие же модели должны быть простроены для всех предметных областей основного образования и видов деятельности и структур дополнительного образования, что является одной из первоочередных целей ОЭР.

2.3.3. Третий блок изменений, связанный с изменениями в системе управления, опирается прежде всего на деятельность органов общественного управления лицея – Совета учреждения, административного совета, педагогического совета. Основным инструментом реализации изменений является деятельность по самооценке, которая организуется по следующему алгоритму:

Таблица 2. Алгоритм деятельности по самооценке образовательного учреждения (из опыта работы лицея в международном проекте «Самооценка качества образования в ОУ»).

Направление и содержание деятельности Организаторы и участники
1. Разъяснительная работа:
  • цели и задачи деятельности на конкретном этапе (собеседования по кафедрам, выступления на педсовете);
  • критерии самооценки – применительно к реалиям лицея (подготовка раздаточных материалов и презентаций);
  • организация деятельности (программа семинара по самооценке, сопроводительные материалы)
Директор лицея,
команда участников проекта,
психологи,
руководители предметных кафедр
2. Самооценка (организация и проведение):
  • самооценка по кафедрам – выборочно по отдельным областям;
  • выбор принципа формирования групп для самооценки в коллективе;
  • формирование групп для самооценки;
  • проведение семинара по самооценке
Команда участников проекта, руководители групп самооценки
3. Анализ и обобщение результатов, знакомство коллектива с результатами самооценки:
  • обсчет результатов;
  • наглядное представление результатов (графики, текстовые материалы аналитического характера);
  • представление и обсуждение результатов в коллективе
Команда участников проекта,
руководители групп самооценки
4. Проектирование развития лицея на основании результатов самооценки:
  • подготовка проблемного семинара для педагогического коллектива;
  • интерпретация результатов (истоки достижений и проблем)
  • проведение проблемно-проектировочного семинара, корректировка планово-программной документации
Администрация лицея,
команда участников проекта,
руководители групп самооценки

В процессе организации деятельности по самооценке должно учитываться следующее:

  • планирование должно включать мероприятия аналитического и проектировочного характера, т.к. смысл самооценки – в оптимизации всей жизни образовательного учреждения;
  • важно подготовить коллектив к процедуре, в частности, разъяснить конкретные критерии, сформулировать области оценки применительно к реалиям жизни учреждения – тогда деятельность по самооценке не только позволит выявить мнение коллектива, но и становится мощным инструментом его информирования и активизации.

Кроме того, чтобы полноценно реализовать изменения в области управления, необходимо вести работу в следующих направлениях:

  • отработка новых форм взаимодействия с родителями (информирование, использование потенциала родителей в образовательной сфере и в решении организационных вопросов);
  • создание сообщества выпускников лицея, отработка каналов для получения информации о выпускниках лицея (устройство, реализация планов, отношение к школе с позиции жизненного опыта, участие в решении организационных и образовательных задач);
  • расширение социального партнерства.

2.4. Ожидаемые результаты и способы их оценки. Предполагается, что по итогам реализации программы будут получены различные результаты, как связанные с личностными изменениями учащихся и педагогов, так и с созданием инновационной образовательной модели.

2.4.1. Результаты в области личностных изменений учащихся:

  • повышение общекультурного уровня учащихся, формирование стойких интересов в различных областях человеческой деятельности;
  • формирование в школьном сообществе оптимальных эмоционально-психологических условий для жизни ребенка и его успешного развития;
  • рост мотивации учащихся к обучению и за счет этого – успешности;
  • повышение у учеников степени осознанности по отношению к проблемам собственной жизни, уровня их жизненной зрелости.

Результативность программы может быть оценена по следующим критериям.

а) Расширение сферы интересов учащихся и степени их жизненной активности. Диагностировать этот показатель возможно как по субъективным, так и по объективным данным. Среди субъективных – опросы учащихся по следующим направлениям:

  • содержательная наполненность свободного времени;
  • выбор актуальных и интересных телепередач, книг, кинофильмов, спектаклей, ресурсов Интернет;
  • ориентация в культурном пространстве города;
  • самооценка собственных достижений;
  • вовлеченность в культурно-образовательную деятельность, систему дополнительного образования и пр.

Объективным показателем в данном случае может являться показатель расширения сфер самореализации детей (их участие в различных видах деятельности, их активность, анализ достижений и портфолио учащихся – через деятельность школьного музея).

б) Удовлетворенность учеников своими отношениями и ролью в школьном сообществе. Здесь также возможно сочетание объективной (социометрия, оценка сплоченности) и субъективной (самооценка удовлетворенности) информации.

в) Изменение мотивации учащихся к обучению. Оценивается по объективным показателям роста успешности детей в образовательной деятельности и субъективным показателям оценки собственной заинтересованности.

г) Формирование терпимости в отношении к другим людям, их индивидуальности, жизненной позиции, этно-культурным ценностям. Оценивается по результатам опросов, а также по объективным показателям социометрического плана.

д) Осознанное отношение к проблемам продолжения образования и выбора профессии. Оценивается по разработанной и опробованной в ходе реализации эксперимента в статусе ФЭП методике соотнесения субъективных оценок учащихся и внешних оценок педагогов, а также путем учета жизненных достижений выпускников.

2.4.2. Результаты в области личностных и профессиональных изменений педагогов:

  • удовлетворенность собственной профессиональной деятельностью;
  • изменение к целям и результатам собственного труда;
  • формирование отношения к учащимся как к субъектам культурно-образовательной деятельности;
  • способность оценивать не только учебные результаты, но и личностный рост, различные достижения как образовательные результаты;
  • расширение сферы профессиональной и личностной самореализации через вовлечение в новые виды образовательной деятельности.

Объективными показателями достижения этих результатов являются достижения учителей, материализованные в достижениях учащихся в творческой, учебно-исследовательской и иных видах деятельности, наличие собственных профессиональных достижений (конкурсы, гранты, участие в научной работе), активное участие в инновационной деятельности, показатели удовлетворенности и представления о целях и результатах собственной деятельности.

При измерении этих результатов могут учитываться объективные показатели достижений учащихся и педагогов, а также субъективные данные опроса «Ваш любимый ученик», разработанного и опробованного в ходе реализации эксперимента в статусе ФЭП (для сравнения имеются данные начиная с 1993 года, которые могут свидетельствовать об изменении профессиональной позиции учителя), а также данные опросов о целях и результатах собственного труда, ведущихся с 2000 года.

2.4.3. Результаты в области создания инновационной педагогической модели образовательного процесса:

  • разработка альтернативных технологий образовательной деятельности, основанных на единстве учебной и воспитательной работы;
  • создание программ и методических рекомендаций по альтернативным формам образовательной деятельности;
  • отработка диагностического инструментария, позволяющего оценивать уровень сформированности информационно-коммуникативных умений учащихся и уровень их личностной динамики;
  • создание программы подготовки учителей к работе в рамках альтернативных форм образовательной деятельности;
  • активное включение всего коллектива в самооценочную деятельность;
  • формирование, наряду с кафедральной структурой педколлектива, динамично меняющихся временных структур – для решения тех или иных проблем деятельности, выявленных в процессе самооценки;
  • включение родителей и выпускников в деятельность этих временных структур, создание сообщества выпускников лицея.

2.5. Ресурсное обеспечение программы развития «Открытая школа» (см. приложение к программе «План развития лицея №590 (2007 – 2011).

Ресурсное обеспечение программы развития «Открытая школа» предполагает ряд направлений расходования средств (см. таблицу) и различные источники финансирования (бюджет, внебюджетные средства, в том числе доход от организации ДПОУ, благотворительность, гранты). Кроме того, в плане есть позиции, отражающие деятельность беззатратного характера, связанную с теми или иными формами организации работы или управленческими решениями.

Таблица 3. Направления расходования средств в рамках реализации программы развития «Открытая школа»

Направление Разделы Позиции
1. Развитие индивидуальности участников образовательного процесса
1.1. ИКТ в образовательном процессе 1.1.1 Уроки информационной поддержки, бинарные уроки, ИТ в преподавании предмета
1.1.2. Сертификация уровня пользовательских умений («Компьютерные права»)
1.1.3. Малые проектные олимпиады и конференции.
1.1.4. Деятельность Издательского Дима лицея (публикации детей и взрослых, СМИ)
1.1.5. Поддержка сайта лицея.
1.2. Альтернативные формы образования 1.2.1. Проекты, погружения.
1.2.2. Предметная практика, предметные кружки.
1.2.3. Элективные курсы
1.2.4. Нетрадиционные формы повышения квалификации педагогов.
1.2.5. Организация ОЭР
1.3. Школьная Академия Наук 1.3.1. Подготовка учащихся к участию в олимпиадах, конкурсах, организация учебно-исследовательской деятельности.
1.3.2. Организация работы лектория, Клуба интересных встреч и др. форм, связанных с организацией неформального обучения силами привлеченных специалистов
1.3.3. Внеурочная работа по предметам, предметное самоуправление.
1.4. Построение индивидуальных образовательных маршрутов 1.4.1. Организация бесклассного обучения (потоки).
1.4.2. Консультативная работа (для учащихся, нуждающихся в педагогической поддержке)
1.4.3. Организация работы службы самоподготовки.
1.4.4. Школа индивидуального контроля.
1.4.5. Формирование банка творческих заданий по предметам и надпредметного характера.
1.4.6. Организация дистантного обучения
1.5. Сопровождение учащихся в образовательном процессе 15.1 Организация работы психологической и социально-педагогической службы.
1.5.2. Мониторинг здоровья обучающихся и сотрудников.
1.6. Деятельность УМЦ «Образование +» 1.6.1 Организация семинаров для педработников района, города, а также межрегиональных и международных.
1.6.2. Организация курсов повышения квалификации (внешних и внутренних).
1.7. Организация деятельности «Педклуба» 1.7.1. Организация выездных семинаров.
1.7.2. Организация праздников.
1.7.3. Организация конкурса «Лучший учитель».
1.8. Социальное партнерство 1.8.1. Взаимодействие с ДОУ
1.8.2. Взаимодействие с высшими и средними ОУ.
1.8.3. Взаимодействие с учреждениями культуры, творческими союзами, МС, школами и др. организациями.
2. Расширение образовательного пространства
2.1. Реализация проекта «Наш город» 2.1.1. Акция «Выборы»
2.1.2. Организация работы школьного и классного самоуправления
2.1.3. Работа школы актива.
2.1.4. Деятельность кружков и детских фирм.
2.1.5. Праздники и традиции
2.2. Организация деятельности ОДОД 2.2.1. Организация работы игротеки.
2.2.2. организация работы музея и выставочного комплекса.
2.2.3. организация работы творческих и спортивно-туристических коллективов.
2.3. Формирование корпоративного стиля 2.3.1. Организация конкурса «Лучший ученик»
2.3.2. Организация дежурства.
2.3.3. Создание сувенирного фонда.
2.3.4. Введение элементов формы (единого стиля одежды) для учащихся
2.4. «Открытые двери» 2.4.1. Клуб интересных встреч
2.4.2. Дни открытых дверей для разных категорий.
3. Инновационное управление 3.1. Организационная работа 3.1.1. Проход в АНО.
3.1.2. Создание Управляющего Совета.
3.1.3. Развитие международного сотрудничества (образовательные и культурные проекты для детей и взрослых).
3.2. Работа в условиях финансово-хозяйственной самостоятельности 3.2.1. Переход на нормативное финансирование.
3.2.2. Оптимизация штатного расписания.
3.2.3. Оформление права оперативного управления.
3.2.4. Открытие структурного подразделения (автохозяйство, выставочная галерея).
3.3. Деятельность сопутствующих служб 3.3.1. Библиотека.
3.3.2. Столовая.
3.3.3. Охрана.
3.3.4. Транспорт.
3.4. Прохождение процедур государственной регламентации деятельности 3.4.1. Аттестация и аккредитация.
3.4.2. Лицензирование.
4. Ресурсное обеспечение 4.1. Общие и частные ремонтно-строительные работы. 4.1.1 Ремонт кафе.
4.1.2. Ремонт спортзала №2.
4.1.3. Установка внешних и внутренних дверей (вход).
4.1.4. Ремонт туалетов.
4.1.5. Электроработы.
4.1.6. Работы по внутришкольной сети и подключению классных помещений к Интернет.
4.1.7. Класс ТСО.
4.1.8. Оборудование помещения под тренажерный зал.
4.1.9. Оборудование двора, ремонт асфальтового покрытия.
4.1.10. Ремонт спортплощадки.
4.1.11. Установка ограждения.
4.1.12. Ремонт системы отопления.
4.1.13. Оформительские работы.
4.1.14. Ремонт классных помещений.
4.1.15. Ремонт и оборудование базовых предметных кабинетов.
4.1.16. Ремонт офисных кабинетов.
4.2. Приобретение оборудования, техники, учебных пособий. 4.2.1. Компьютеры, оргтехника, смарт-доски, мультимедийные проекторы, ТСО.
4.2.2. Учебные пособия, инструменты, спортинвернтарь.
4.2.3. Видеонаблюдение, охранная система, пожарная сигнализация.
4.2.4. Расходные материалы и иное оборудование.
4.3. Приобретение мебели. 4.3.1. Парты, стулья.
4.3.2. Шкафы, столы.
4.3.3. Офисная мебель.
4.3.4. Скамьи.
4.3.5. Карнизы

Приложение 1.

Роль ОЭР в реализации программы развития лицея. Основой для реализации программы развития в значительной мере является опытно-экспериментальная работа. Поэтому приложением к программе «Открытая школа» является программа ОЭР.

Тема эксперимента: «Развитие индивидуальности учащегося и педагога через реализацию образовательного потенциала воспитательной работы».

Цель эксперимента: Выявление образовательного потенциала воспитательной деятельности, оптимальных форм его реализации, а также его влияния на развитие индивидуальности ученика и учителя.

Задачи эксперимента:

  • Провести анализ содержательных возможностей воспитательной работы.
  • Разработать и внедрить образовательную программу дополнительного образования и целостную образовательную программу лицея, ориентированную на принципы взаимосвязи и взаимодополнения основного и дополнительного образования.
  • Разработать, опробовать и внедрить оптимальные технологии, позволяющие успешно реализовывать образовательный потенциал воспитательной работы.
  • Разработать и внедрить систему диагностики образовательных результатов воспитательной работы.

      Сроки проведения эксперимента:

      Начало эксперимента: 2007 г.
      Завершение 2011 г.
      Этапы эксперимента:
      • Аналитико-подготовительный – 2006 - 2007;
      • Поисково-преобразующий – 2007 – 2008;
      • Обучающий – 2009 – 2010;
      • Контрольно-обобщающий – 2011
      Научное консультирование: Марон Аркадий Евсеевич, доктор педагогических наук, профессор НИИ Образования РАО

      Гипотеза эксперимента:

      Стимулирование мотивации ученика к обучению, рост его познавательной активности возможен при изменении содержания образования и технологий, что реализуется при следующих условиях:

      • объединение урочной и внеурочной работы учащихся в единое целое, стержнем которого являются «культуроориентированность» и информационно-коммуникативная направленность образования;
      • активное использование альтернативных форм образовательной деятельности, позволяющих ученику проявлять собственную активность, в практике обучения и воспитания;
      • оптимизация форм и методов традиционного урока и внеурочного мероприятия;
      • использование элементов инновационной организации образовательного процесса.

      Исследование предполагает изменения в области содержания, организации и управления образовательным процессом, внедрение новых педагогических технологий, подготовку педагогов.

      Ход и основные этапы эксперимента:

      Вид деятельности Сроки
      Аналитико-подготовительный этап
      Обсуждение плана и программы эксперимента. январь 2007 года
      Утверждение плана деятельности научно-исследовательской лаборатории лицея, обсуждение и утверждение программы исследований на научно-методическом совете лицея. февраль 2007 года
      Проведение проблемно-методического семинара с участием представителей учеников-старшеклассников, выпускников и родителей по теме: «Образовательный потенциал воспитательной работы: опыт, возможности, перспективы». апрель 2007 года
      Анализ программ дополнительного образования с целью выявления их образовательных возможностей и взаимосвязи с системой основного образования сентябрь – ноябрь 2007 года
      Поисково-преобразующий этап
      Создание творческой группы учителей для работы над программами дополнительного образования ноябрь 2007 года
      Разработка программ дополнительного образования на основе выявленных возможностей и взаимосвязей декабрь – май 2007 года
      Проблемно-методический семинар «Содержание программ дополнительного образования» март 2007 года
      Выпуск сборника программ дополнительного образования май 2007 года
      Создание творческой группы учителей для разработки и апробации продуктивных технологий реализации образовательного потенциала воспитательной работы в системе дополнительного образования сентябрь 2007
      Создание рабочей группы для разработки диагностических методик оценки результатов образовательных возможностей системы дополнительного образования сентябрь 2007 года
      Поиск и разработка продуктивных технологий в системе дополнительного образования, позволяющих реализовать выявленные содержательные возможности и взаимосвязи сентябрь 2007 – апрель 2008 года
      Разработка и апробация диагностических методик оценки результатов образовательных возможностей системы дополнительного образования сентябрь 2007 – апрель 2008 года
      Проблемно-методический семинар «Продуктивные технологии в дополнительном образовании» апрель 2008 года
      Выпуск сборника «Дополнительное образование: содержание, организация, технологии» октябрь 2008 года
      Проблемно-методический семинар «Диагностика образовательных результатов в системе дополнительного образования» май 2008 года
      Выпуск сборника «Диагностика образовательных результатов в системе дополнительного образования» октябрь 2008 года
      Творческий отчет рабочих групп январь 2009 года
      Научно-практическая конференция «Содержание, технологии и образовательные результаты в системе дополнительного образования» март 2009 года
      Обучающий этап
      Организация постоянно действующего обучающего семинара для педагогов лицея и других ОУ «Содержание, технологии и образовательные результаты в системе дополнительного образования» сентябрь 2009 – апрель 2010 года
      Педагогический фестиваль «Научились вместе» (творческий отчет педагогов) апрель 2010 года
      Контрольно-обобщающий этап
      Проведение экспертизы программ, технологий и диагностических методик в системе дополнительного образования ноябрь – декабрь 2010 года
      Научно-практическая конференция «Образовательный потенциал воспитательной работы: содержание, технологии, результаты» февраль 2011 года
      Создание образовательной программы лицея на основе единства урочной и внеурочной деятельности в области содержания, технологий, образовательных результатов март 2011 года
      Обобщение и оформление результатов эксперимента апрель 2011 года

      наверх