«НЕ ПРОДАЕТСЯ ВДОХНОВЕНЬЕ, НО  МОЖНО РУКОПИСЬ ПРОДАТЬ».

Итак, мы перелистали страницы деловой биографии одного из  самых интересных и  неординарных людей, причастных к  русской культуре первой половины девятнадцатого века.

Выше уже было сказано о  его заслугах. Вот итоги.

Благодаря деятельности А.Ф. Смирдина значительно расширился круг российской читающей публики. Качественные, но  недорогие благодаря массовым тиражам (3-4 тысячи экземпляров) книги хлынули из столицы в провинцию. Чтение перестало быть уделом людей состоятельных. «Благодаря Смирдину, « отмечал В.Г. Белинский, « приобретение книг более или  менее сделалось доступным и  тому классу людей, которые наиболее читают и, следовательно, наиболее нуждаются в книгах».

Выдающуюся культурную роль сыграла, и платная библиотека при книжном магазине, для которой был составлен печатный каталог «Роспись российским книгам для чтения из библиотеки А. Смирдина» (1828, с  последующими прибавлениями), сохранивший роль ценного справочника.

Деятельность Смирдина способствовала популяризации российской словесности. Он издавал Карамзина, Ломоносова, Державина, Пушкина, Гоголя, Крылова, инициировал издание серии «Полное собрание сочинений русских авторов», в  рамках которой выпустил свыше 70 небольшого формата томов произведений более чем 35 русских писателей, в  т.ч. К.Н. Батюшкова, Д.В. Веневитинова, А.С. Грибоедова, М.Ю. Лермонтова, М.В. Ломоносова, Д.И. Фонвизина, а также императрицы Екатерины II.

Смирдин как издатель первого русского «толстого» журнала «Библиотека для чтения», положил начало существованию в России «толстых» журналов. В.Г. Белинский писал: «До  него наша журналистика существовала только для  немногих, только для  избранных, только для  любителей, но  не для общества».

А.Ф. Смирдин первым в России ввел постоянную оплату авторского труда («оценку литературных произведений как капитала»).

На этом последнем пункте хотелось бы остановиться отдельно. Ю.М. Лотман, крупнейший специалист в  области русской культуры, в  книге, посвященной А.С. Пушкину, писал: «Вопрос гонорара диктовался не корыстолюбием, а борьбой за хотя бы ту относительную свободу и человеческое достоинство, которые давала в России материальная независимость, при сознательном отказе от  традиционных для  русского дворянина источников существования: службы и помещичьих доходов». По  словам Лотмана, великий Пушкин считал, что «без профессионализации нет литературы«. Смирдин был одним из  первых людей, кто  способствовал делом становлению русской литературы как сферы профессиональной деятельности.

Еще в  1825 году А.С. Пушкин опубликовал стихотворение «Разговор Книгопродавца с  Поэтом». Его Книгопродавец « человек умный, трезвый и порядочный. Его отношение к Поэту « это уважение, восхищение и  в  то  же  время желание помочь человеку талантливому, но  непрактическому. Он произносит слова, ставшие символом профессионального подхода к  литературе: «Не продается вдохновенье, но  можно рукопись продать».

Разумеется, когда писались эти строки, Александр Смирдин еще только начинал свое культурно-коммерческое поприще, и величайший русский поэт, пребывавший в Михайловском, не был знаком с  ним. Но  в  этом стихотворении, утверждавшем реалистический, трезвый подход к  творчеству и  профессиональное достоинство писателя, словно звучит мечта о  таком Книгопродавце, каким был Смирдин, « порядочном, умном, щедром, радеющим не только о  своих барышах, но  и  о  национальной культуре.

ГОУ лицей № 590, Санкт-Петербург.   www.likt590.ru   school590@mail.ru