Когда Смирдин начинал свою деятельность, литературные гонорары были редчайшим исключением. Именно благодаря Александру Филипповичу отношения между писателем и издателем приобрели коммерческий характер: Смирдин первым начал регулярно платить гонорары своим авторам. Суммы были весьма значительными. Если за  «Ивана Выжигина» Булгарин получил 2000 рублей, то право издания басен Крылова обошлось издателю в  40 000. Оплачивались не только тексты, но  и предоставление имени. Например, И. А. Крылов получил 9000 рублей за  согласие стать номинальным редактором «Библиотеки для чтения». Никто не сомневался в  том, что Крылов, о  лени которого ходили легенды, ничего делать не будет: в  девять тысяч было оценено имя знаменитого баснописца.

Средства вкладывались и в  нейтрализацию конкурентов. Так, узнав о  намерении Пушкина издавать собственный журнал, Смирдин предложил поэту 15 000 рублей только за  то, чтобы он отказался от этого предприятия. Пушкин от  денег отказался, но это не  означало, что он  принципиально отказывался от сотрудничества: Смирдин приобрел права в течение четырех лет переиздавать все ранее вышедшие произведения Пушкина (поэт имел с этого 600 рублей в месяц). «Бахчисарайский фонтан» был куплен за  3000 рублей, права на второе издание «Руслана и Людмилы» -- за 7000.

С  именем Смирдина связывают открытое афиширование оплаты писательского труда, которое раскололо литературный лагерь на две враждебные партии  — сторонников и противников «коммерческого направления».

Первым выстрелом в  этой войне, продолжавшейся несколько лет, была знаменитая статья С. Шевырева «Словесность и торговля», поднявшая вопрос, по терминологии наших дней, о «халтуре» и  заказе. Шевырев видел зло для литературы в заказе рынка, считал, что книга, порожденная спекуляцией, не может быть явлением культуры. Страницы смирдинской «Библиотеки для чтения» он язвительно называет «пуком ассигнаций», намекая на гонорарную политику Смирдина, достаточно высоко оплачивавшего писательский и журналистский труд.

Белинский выступил на защиту Смирдина и «товарного направления». По его мнению, «торговое направление», данное г. Смирдиным русской литературе, даже и в отношении к успехам вкуса принесло великую пользу».

Кстати, его гонорары были необычайно щедрыми. Отчасти это объяснялось бескорыстием Смирдина в делах: так, Пушкину он платил по червонцу за стихотворную строку, а  за  стихотворение «Гусар», опубликованное в «Библиотеке для чтения», заплатил 1200 рублей. Крылову за право издания его басен тиражом в  40000 экземпляров была выплачена баснословная сумма в 40000 рублей.

Оглядываясь назад, на  тот путь, который прошла наша литература, можно сказать, что  Смирдин во многом был прав. Он был лишь исполнителем заказа истории. История выдвинула на литературную арену писателя с новым социальным обликом, писателя, не обеспеченного «вторым» ремеслом и могущего жить только своим литературным трудом. Историческая ситуация требовала профессионализации литературного труда. Смирдин был послушен голосу истории.

ГОУ лицей № 590, Санкт-Петербург.   www.likt590.ru   school590@mail.ru