О проекте

Чтение… Скука или радость и открытие? Необходимость или обязанность?

Этот сайт мы посвятили проблеме всем хорошо известной: чтения и нечтения. Сейчас, когда книжные магазины завалены книгами (выбирай — не хочу), кажется, не должно быть никаких препятствий. Книги на любой вкус. Но родители жалуются, что детей не усадить за книгу, учителя говорят о том, что ученики не читают. Что же делать? Как сделать так, чтобы книга не была тяжелым «грузом», тянущим ко дну. Где выход из сложившейся ситуации?

Мы попытаемся представить свою точку зрения. Попробуем вывести свою формулу чтения.

Даниэль Пеннак На страницах нашего сайта мы обращаемся к книге «Как роман» французского писателя и школьного преподавателя литературы Даниэля Пеннака, который превратил в заядлых читателей своих «не склонных к литературе» учеников, а его собственные книги читают и любят дети и взрослые во всем мире.

«Время читать — это всегда украденное время. (Как, впрочем, и время писать, время любить.) У кого украденное? Скажем, у обязанности жить». Сегодня только последние романтики способны говорить так о чтении. Что такое книга? — спрашивает Пеннак и сам же дает ответ: «убежище от перестука дождя, ослепительная тишина страницы в гуле метро, роман, пристроенный в ящик конторского стола, минутка чтения, выпавшая учителю, пока ученики „плавают“, и украдкой читающий на задней парте ученик, который сдаст учителю чистый листок бумаги».

«Если, как то и дело говорится, мой сын, моя дочь, молодежь не любят читать — не надо винить в этом ни телевизор, ни современность, ни школу».

Что же делать? Можно ли помочь? Такими вопросами задаемся и мы.


Даниэль Пеннак «И вот теперь он — подросток, сидит, закрыв дверь, в комнате за книгой, которую не читает. Все, что манит его прочь, наплывает между ним и раскрытыми страницами, затуманивая строки. Перед ним окно, за спиной — закрытая дверь. Страница 48. Он не решается сосчитать, сколько часов добирался до этой сорок восьмой страницы.

А в книжке их ровным счетом четыреста сорок шесть. Считай, пятьсот. 500 страниц! Хоть бы еще диалоги были. Ага, щаc! Сплошные черные строчки между узенькими полями, абзацы громоздятся один на другой, да изредка, то там, то сям, — оазис диалога — тире, которое означает, что один персонаж что-то говорит другoму. Но другой не отвечает. Опять монолит на двенадцать страниц! Двенадцать страниц сплошной печати! Не продохнуть! Ну нечем же дышать, блин! Блинский фикус! Он ругается. Как это ни прискорбно — ругается. Распротакой-сякой долбаный кирпич!».

«Каждая книга — груз и тянет его вниз. Вот только что он уселся за стол — легко уселся: это легкость принятого решения. А уже через несколько страниц почувствовал до боли знакомую тяжесть — тяжесть книги, невыносимый груз бесплодного усилия. Веки тяжелеют, возвещая о неизбежности крушения. Риф страницы 48 пробил течь под ватерлинией его решимости. Книга тянет его ко дну. И они тонут вместе.»

Даниэль Пеннак «Как роман»


X городской конкурс «Издательская деятельность в школе»
ГОУ  лицей №590  Красносельского  района  Санкт-Петербурга