Сатира в дореволюционном творчестве Маяковского
Объектами сатирического изображения в дореволюционном творчестве Маяковского становятся разнообразные явления современного мира, равнодушного к человеку, бездуховного, уродливого и страшного в этих своих проявлениях. Приемы, которыми пользуется Маяковский - сатирик - это гиперболы, гротеск, фантастика.
В 1915 году в журнале "Новый сатирикон" было опубликовано несколько стихотворений Маяковского с гордым названием - "Гимны". Под словом "гимн" принято понимать торжественное произведение, прославляющее, превозносящее, выражающее восторг и хвалу. Поэты всех времен создавали гимны, воспевающие возлюбленных, крупных исторических деятелей или грандиозные события. Адресатами "Гимнов" Маяковского становятся весьма прозаические явления или субъекты - обед, взятка, судья. Даже ученый, воспетый в одном из "Гимнов", удостаивается весьма сомнительных похвал. По сути, в этих произведениях Маяковский язвительно развенчивает "столпы" современного ему мира - бюрократическую власть ("Гимн судье" и "Гимн взятке"), науку, не видящую человека, равнодушную к нему ("Гимн ученому"), обывательскую сущность "общества потребления" ("Гимн обеду"). "Гимны" создают эффект издевательской клоунады, которая столь характерна для ранних произведений Маяковского.
Образы адресатов "восхваления" построены очень интересно: нравственное уродство выражается в категориях уродства физического.
Судья, воплощающий равнодушие к человеку и безнравственность бюрократической власти, наделен такой выразительной чертой: "Глаза у судьи - пара жестянок / мерцает в помойной яме". Опосредованно переданный цвет глаз - грязно-серый, с металлическим, холодным оттенком - дополняется еще и особенностями взгляда, мертвящего, злого - под этим взглядом "вылинял моментально павлиний великолепный хвост".
Еще ярче изображено физическое уродство ученого, воплощающего в своем облике образ "чистой науки", равнодушной к человеку: "не человек, а двуногое бессилие", "искривился позвоночник, как оглоблей ударенный".
А выразительные образы "желудка в панаме" и зрачков, потонувших в сале, символизирующие фигуру обывателя, не нуждаются в комментариях.
Предыдущая страница Главная страница Следующая страница