логотип сайта

Подобие в кубизме



Аналитический период

П.Пикассо Женский бюст

О творчестве кубистов в 1907—1913 годах принято говорить, как об аналитическом периоде, называемом также стереометрическим или объемным. Предметы, все еще узнаваемые, как бы разложены на составляющие их абстрактные геометрические формы и дробя тся на мелкие грани и сходящиеся под углом плоскости, которые четко отделяются друг от друга. Объемность вообще не принимается в расчет, а объем существует как бы параллельно плоскости изображения. Изображение одного и того же предмета показывается с разных сторон одновременно во многих ракурсах. Это приводит к ритмической игре форм, плоскостей, объемов.

Картины первого периода кубизма имеют характерные особенности, резкость и ясность научного анализа действительности. С почти анатомической точностью они исследуют форму, ее структуру и законы и умышленно отводят другому фактору художественного видения - цвету - второстепенную роль. Эти работы почти монохромны; только несколько оттенков зеленого, охры и серого, чтобы дать возможность форме найти свое выражение в свободном пространственном рельефе на поверхности. П.Пикассо Поэт

Особенно выделяется структурная и синтаксическая композиция формы: составные части, на которые раскладывается форма, соединяются вместе, как слова при соединении в предложение, в соответствии со строгим методом построения предложения. Все формы и части форм группируются вокруг главных центров так, что возникает овальная или эллиптическая композиция; кажется, они беспорядочно громоздятся, оставляя углы картины почти не прописанными и пустыми.

Эта аналитическая фаза кубизма дала жизнь серии шедевров, и, действительно, вскоре новый методический взгляд на мир выбором тем показал свою состоятельность в охвате действительности в целом: кубизм не ограничил себя натюрмортами, формальной расстановкой простых предметов, а отважился также на композиции с фигурами, портреты, пейзажи.

Более того, он ввел в сферу живописи невидимое, плоды творения разума, такие как музыка и память, которые не допускают какой-либо иной трактовки.


© Санкт-Петербург, лицей 590, Булатова Светлана, ученица 9 а класса.