Социологический опрос

   Когда мы в сентябре выбирали тему работы, тогда ещё на уроках истории эту тему мы не изучали, фактически мы взялись за незнакомый материал. Интерес к теме пришел к нам в процессе работы, когда мы начали общаться с людьми, узнавать их мнения, обрабатывать информацию.

   Для нашего исследования мы решили провести социологический опрос среди наших учителей, близких, друзей и задать им вопросы о перестройке. Мы хотели узнать, с какими именами связана для них история перестройки; какие события они считают ключевыми; что считают в перестройке положительным, а что отрицательным; как, по их мнению, изменилась наша жизнь, общество, люди за годы перестройки; какое у них отношение к М.С.Горбачёву; считают ли они перестройку в нашей стране завершившейся.

   Мы предложили два способа ответить на вопросы: интервью или анкета, по желанию респондента.

   Ответы были разные и содержали очень объёмный материал, поэтому обработка данных длилась достаточно долго. В результате, применив гендерную и возрастную классификацию респондентов, мы получили около шестидесяти диаграмм, в которых собраны все мнения и оценки, содержавшиеся в анкетах и интервью.

   Обобщая результаты и составляя описание диаграмм, мы пришли к следующим выводам:

    • мнения людей различных возрастных групп различаются больше, чем мнения женщин и мужчин, хотя в диаграммах гендерных групп эти различия оказались более неожиданными (например: мужчины чаще, чем женщины вспоминали события личной жизни);
    • наши современники уже плохо помнят фактологию того периода, путают содержание событий (чаще всего эта путаница возникала тогда, когда вспоминая августовский путч 1991 года, рассказывали о расстреле здания парламента, то есть событии октября 1993 года);
    • для большинства опрошенных перестройка ещё продолжается;
    • большинство респондентов, за исключением некоторых учителей, помнят не сами события или их содержание, а себя, то есть своё поведение, свои переживания и эмоции, связанные со временем перестройки