Рассказ "Мастер"

Еще один рассказ, в котором возникает удивительно яркий и светлый образ церкви - это рассказ "Мастер". И, как и в "Крепком мужике", она играет огромную роль в человеческой жизни.


Жил в селе Чебровка Семка Рысь - "непревзойденный столяр", хоть и "забулдыга", человек, как говорится, с золотыми руками: все у него получалось и ладилось.


Летом мастер стал приглядываться к небольшой церковке в деревне Талица, находящейся в стороне от Чебровки, в которой не кипела бурная рабочая жизнь, а наоборот, она как будто остановилась, "из двадцати дворов осталось восемь".
В Чебровке, большом и шумном селе, есть церковь - большая, с высокой колокольней, построенная на горе, так, что было видно ее за пять километров, на что и рассчитывали строители. Правда, давно она стоит закрытая, с трещиной в стене.


И непонятно почему, но проигрывает большая чебровская церковь маленькой - талицкой. Церковка - "белая, светлая, легкая" - такими "живыми" эпитетами изображает ее Шукшин. Она, словно Божья посланница, появлялась совсем внезапно: "Талицкую как будто нарочно спрятали от праздного взора, и только тому, кто шел к ней, она являлась вся, сразу…" Здесь звучит удивительный, тонкий мотив: есть вера напоказ, формальная, а есть та, которая "изнутри", чистая, светлая, которая и рождает истинную красоту человеческой души. Образ церкви настолько светел, чист и красив, что просто невозможно не проникнуться глубокой любовью к нему. Он как раз и символизирует истинную красоту.


Сам Шукшин очень любит ее и ее создателя; громадная благодарность звучит в строках: "О чем же думал тот неведомый мастер, оставляя после себя эту светлую каменную сказку? Бога ли он величал или себя хотел показать? Но кто хочет себя показать, тот не забирается далеко, тот норовит поближе к другим дорогам или вовсе - на людную городскую площадь - там заметят. Этого заботило что-то другое - красота, что ли? Как песню спел человек, и спел хорошо. И ушел. Зачем надо было? Он сам не знал. Так просила душа. Милый, дорогой человек!.. Не знаешь, что и сказать тебе - туда, в твою черную жуткую тьму небытия - не услышишь". В этих строках звучит громадная благодарность за церковь, за веру, за любовь к миру и людям, за удивительную доброту - источник красоты.
Автор любит эту церковь, называя ее "белая красавица", "каменная сказка". И здесь она "живая": радует глаз своей красотой, ясностью. И снова появляется образ-олицетворение: "много раз видела она, как восходит и заходит солнце" - церковь видит, слышит, чувствует - живет.
Маленькая церковь - приют для успокоения души, для покаяния и веры; после встречи с ней хочется жить!


Очень интересно описание церкви внутри: "…между стенами и полом не прямой угол, а строгое, правильное закругление желобом внутрь. …камни прикладка, хорошо отесанные и пригнанные друг к другу, внизу - темные, потом - выше - светлеют и вовсе сливаются с белой стеной. В самом верху купол выложен из какого-то особенного камня, и он еще, наверное, шлифован - так светло, празднично там, под куполом. А всего-то - четыре узких оконца". Детально, подробно описывает работу давнего зодчего Шукшин, словно глядит на нее глазами мастера из дня сегодняшнего, пытающегося разгадать секрет церковки. И все же в описаниях звучат не только "технические подробности": зачем камень шлифовал, на какой высоте пристенок клал и пр. Есть в этом описании и другое, не менее важное - то впечатление одухотворенной красоты, которое производит церковка. Неведомый автор сделал все, что бы в маленьком пространстве создать ощущение свободы, ведь "ничто так не угнетает, не теснит душу, как клетка-квадрат".


И пусть к судьбе церкви остаются равнодушны и "попы", и "родная Советская власть". Их довод продиктован здравым смыслом: исторической и архитектурной ценности церковь не представляет. Вот и получается, что никому церковка не нужна, кроме простого человека, испытывающего острую потребность в вере, красоте и радостном спокойствии души, которые давала церковь. И эту потребность дают не священнический сан, не образование, не полномочия власти. Она просто есть в душе или ее нет. В рассказе "Мастер" Шукшин произносит удивительную фразу, в которой выражена мысль о том, что не в каждом человеке есть душа, что это своего рода избранничество: "Умеешь радоваться - радуйся, умеешь радовать - радуй…"


Мастер не может ничего сделать, и чувствует обиду, досаду, вину и боль за эту "красавицу": "С тех пот он про Талицкую церковь не заикался, никогда не ходил к ней, а если случалось ехать талицкой дорогой, он у косогора поворачивался спиной к церкви, смотрел на речку, на луга за речкой, курил и молчал". Боль от бессилия, разочарования, от невозможности спасти ее оказалась очень сильной, она останется в душе Семки на всю жизнь. Черствость, равнодушие. Безверие и бездуховность несут в человеческую жизнь опустошение и страдание.


Маленькая церковка в рассказе не выглядит величественно, не украшена, однако внушает доверие и любовь своей "кротостью", "добротой" и "милосердием". Она как будто улыбается путнику, увидевшему ее, и на душе у человека становится легко и светло. И опять Шукшин использует при изображении церкви "живые", олицетворяющие образы, которые и позволяют судить об отношении автора к вопросу веры. Мне кажется, что Шукшин был человеком верующим, потому что в его рассказах вера помогает людям жить, преодолевать трудности, радоваться, любить друг друга и жить одним миром. А отсутствие веры словно обособляет человека от других людей, ведет во мрак одиночества и тоски. Церковь и вера нужны человеку. Когда же человека пытаются лишить их, у него появляется злость и боль в душе, чувство неудовлетворенности жизнью и страх перед пустотой и мраком.

Главная