Образ героини

оглавление

Образ женщины воплощен в единственной портретной детали. Эта деталь - ее поразительные глаза, которые в стихотворении названы "очами". Русский литературный язык середины века чаще использовал слово "глаза". "Очи" - это явно поэтически-возвышенное выражение, которое напрямую связано с еще одним использованным в стихотворении "высоким" словом: "взор" вместо чаще употребляемого обыкновенного "взгляда". Этот лексический ряд - "очи", "взор" - свидетельствует и о человеческой и женской неповторимости героини, и об особом отношении к ней лирического героя.

Тема "очей" развивается двумя причудливо соединяющимися путями: "внешняя", портретная линия и "внутренняя", психологическая.

Портретная линияПсихологическая линия
"очи""горе"
"непостижимый взор""страсть"
"тень ресниц густая""наслаждения","страдания"

Портретная линия изображения практически лишена конкретности. О цвете глаз можно судить по метафоре "волшебная, страстная ночь" (параллель с ночью позволяет говорить о черном цвете глаз). Еще одна портретная деталь - тоже метафора - "тень ресниц густая". Казалось бы, перед нами условно-традиционное изображение красавицы (жгуче-черные очи, глядящие на мир из венца густых ресниц). "Непостижимый взор" этих глаз - тоже непременная портретная деталь, характерная для красавицы-возлюбленной, которая всегда загадочна и таинственна. Но "психологическая линия" углубляет портрет, делает красавицу действительно необыкновенной. Обратим внимания на то, что чувства, кипящие в этих "очах", в этом "непостижимом взоре" - чувства прямо противоположные, полярные. Они и стоят в строфах стихотворения словно попарно: "горе" - "страсти глубина", "наслаждения" - "страдания".

Поразительные метафоры "волшебная, страстная ночь" очей и взор, "жизнь обнажающий до дна"… Эпитеты "утомленный" и "роковой", характеризующие этот взор… Сравнение его с наслаждениями и страданием… В этих обрахах - порывистость, страстность, искренность, беззащитность и необыкновенная внутренняя сила возлюбленной поэта. Радость, страдания - все в одном порыве, все неразрывно соединено, хоть и кажется несоединимым. Красота без глубины и трагизма для Тютчева невозможна. Именно такая красота покорила лирического героя. Его возлюбленняа чем-то неуловимо напоминает героинь Достоевского, в частности Настасью Филипповну из романа "Идиот".

Продолжение