Содержание

"Если нет силы характера - нет ничего"
Ксения Петербургская.
След кумира
Врать - вредно!
"Зеркальный" выбирает здоровье
Великая ошибка великого писателя?
Никто не думает о других, когда курит...
Компьютер и здоровый образ жизни
Компьютерная зависимость

"Если нет силы характера - нет ничего"

Врач Николай Амосов – учёный с мировым именем, победивший многие болезни, победивший старость. Как не поучиться здоровому образу жизни у такого удивительного человека! Статью о Н. Амосове для специального выпуска подготовил Михаил Кудрявцев, 10а2 класс.

Николай Михайлович Амосов – учёный с мировым именем, автор многих популярных книг о здоровье. Всю жизнь Н.М. Амосов полагался на свой собственный опыт, как истинный учёный, подвергал любое утверждение сомнению. Лишь проверив то или иное положение экспериментальным путём, часто на своём собственном организме, Николай Михайлович мог с уверенностью сказать: «Да, это так». Книга «Моя система здоровья» - это обобщение своих раздумий, сомнений, разочарований и убеждений и рассказ о том, как сохранить здоровье в наше непростое время.

«Если нет силы характера – нет ничего», - говорит Николай Амосов и доказывает этот постулат уже 87 лет. О физкультуре Амосова был наслышан весь Советский Союз, а ведь в молодые годы Николай Михайлович зарядкой специально не занимался. Его комплекс упражнений появился по весьма прозаической причине: в 1952 году у него так «схватил» позвоночник, что он не смог оперировать…

Со временем врач придумал свой эксперимент по преодолению старости: решил, что с возрастом можно бороться при помощи сильного увеличения нагрузок. И в течение трёх месяцев постепенно увеличил их в три раза. Успех был очевиден, однако со временем состояние несколько пошатнуло планы Амосова. Как он говорит: «Я убежал от инфаркта, но не убежал от многочисленных болезней сердца». В 1986 году Николаю Михайловичу вшили стимулятор, а в 1998 году – искусственный клапан и наложили два шунта. Операции Амосов перенес хорошо и… снова начал делать гимнастику.

Сейчас его зарядка – это 2500-3000 движений, половина из которых – с 5-килограммовыми гирями. Занимается Амосов несколько раз в день. Теперь он бегает, конечно, не 5 км, как в начале эксперимента, а примерно километра полтора. «Бегать-то я бегаю, но старение, к сожалению, остановить нельзя. Как сказал кто-то из великих: «Стареть – плохо, но это единственный способ пожить дольше». Так живет Николай Амосов, оптимизму которого невольно завидуешь. Вот что рассказывает сам академик.

- Почему же люди так часто болеют? Думаю, что 90% людей, если бы они соблюдали правильный образ жизни, были бы здоровы. Но, к сожалению, режим требует напряжения воли. А силы воли у человека мало…

Из чего состоит режим, который я проповедую: я ничего специфического не предлагаю. Нужна минимальная физкультура. Для человека в любом возрасте требуется минимум 20 минут гимнастики в день плюс ходьба. Для хорошей кондиции нужен час физической нагрузки – особенно людям после сорока.

Сегодня необычайно важна антистрессовая профилактика. Минимум для расслабления – нормальное количество часов сна. У каждого человека своя потребность во сне, но в среднем нужно спать 8 часов. В последнее время я осваиваю технику медитаций: сижу в расслабленной позе минут двадцать. При этом важно не думать, сосредоточиться на дыхании.

Немаловажный аспект в лечении – психотерапия. Психологический эффект лекарств составляет от 40 до 80% в зависимости от болезни и доктора, который назначает лекарство.

Что касается алкоголя, то он допустим только в лечебных целях, а табак – несомненно вреден!

Наверх

Ксения Петербургская

В предыдущем (осеннем) спецвыпуске еженедельника была помещена статья «Храм особого назначения» ученицы 11б класса Лены Зайцевой. В статье рассказывалось не только о самом храме на Обводном, но и о том, какое огромное значение могут иметь Религия и Вера в борьбе за здоровый образ жизни.

В данном спецвыпуске разговор на эту тему продолжает Кристина Рюзина, ученица 8в2 класса. Она подготовила материал о святой Ксении Петербургской.

Знать о духовном подвиге ближнего, уважать его, сочувствовать ему – это значит относиться с уважением и вниманием к самому себе. И ещё - стремиться самому быть благородным, честным, духовно и нравственно здоровым.

А это подразумевает отказ от вредных привычек, мирских соблазнов, сосредоточение на здоровом и полезном образе жизни.

Удивительным примером может служить для нас судьба Ксении Петербургской.

На территории Смоленского кладбища есть часовня, в которой всегда многолюдно. Это – место погребения святой. Часовня так и называется – часовня блаженной Ксении Петербургской. Она была возведена над могилой блаженной Ксении. В ней был сооружен мраморный иконостас и надгробие. Сама могила находится посреди часовни. Часовня была украшена прекрасной иконой Распятия Спасителя, а по стенам установлены иконы, пожертвованные разными людьми по тому или иному случаю. Часовня была всегда открыта для совершения панихид, и нигде не служилось столько панихид, сколько на могиле блаженной Ксении. И все это было задолго до её канонизации. Чем же заслужила блаженная Ксения такое почитание?

Блаженная Ксения родилась между 1719 и 1730гг. на Петербургской стороне. Её мужем был полковник Андрей Фёдорович Петров, бывший певчий придворного хора, скоропостижно скончавшийся без христианского приготовления. Потрясённая эти страшным событием, двадцатишестилетняя вдова решила начать труднейший подвиг – казаться безумной, принеся в жертву Богу свой разум, чтобы умолить Спасителя о помиловании скончавшегося супруга Андрея.

После смерти мужа Ксения могла бы существовать безбедно. Но она поставила перед собой иную задачу: помогать ближним духовно и физически. Поэтому свое имение она раздала бедным людям.

Постепенно люди стали замечать за Ксенией дар прозорливости и готовности помочь в несчастии. Она обладала особым даром в устройстве семейного быта. Следуя её советам, люди устраивали счастливые браки, усыновляли и брали на воспитание подброшенных младенцев. Жила она в приходе святого Матфия на Пушкарской улице Петербургской стороны. Люди замечали, что по ночам она часто где-то пропадает. Выяснилось, что во время строительства храма на Смоленском кладбище она приходила туда по ночам и тайно помогала строителям, поднимая кирпичи на леса.

После смерти Ксении, наступившей около 1803г., на могиле её по молитвам верующих совершалось множество чудес. Тысячи людей, особенно женщин, получали исцеление от болезней. Мужчины исцелялись от пьянства. Народное почитание блаженной Ксении продолжалось и после революции, часовня над её могилою стала местом паломничества многих православных людей. Власти Ленинграда в 1960-1970-х гг. пытались сделать всё, чтобы прекратить паломничество. В конце концов часовня была ограблена и закрыта. Но на её стенах по-прежнему появлялись обращения верующих за помощью к «Ксеньюшке».

Поместный собор Русской Православной Церкви, посвящённый юбилею 1000-летия Крещения Руси, в июне 1988г. канонизировал блаженную Ксению за святость жизни, проявившуюся в глубокой любви к ближним, в смирении, терпении и кротости.

Наверх

След кумира

«С кем поведёшься – от того и наберёшься» - говорит народная мудрость. Но слово «поведёшься» в более широком понимании – это не только те, с кем дружишь, но и на кого хочешь быть похожим, на кого ориентируешься в жизни. А на кого равняются наши школьники? Об этом в следующем редакционном материале.

Привычки и образ жизни формируются не только окружающей средой. Зачастую много зависит от того, с кого мы берём пример, на кого стараемся быть похожими. Если человек копирует в чём-то своего кумира, он рискует обрести новую привычку. Хорошо, если образец для подражания положительный. А если – наоборот? И есть ли кумиры у нынешнего подрастающего поколения? Редакция провела опрос среди учащихся 7-х, 9-х, 11-х классов. Кто они, ваши кумиры прошлого и настоящего?

Ответило около 80 учащихся. Примерно половина из этого числа кумиров не имеет (так и написали). Уже повод для размышления! А кто же всё-таки в числе тех, на кого хотели бы быть похожими? Из политических деятелей прошлого дважды упомянут Пётр I. Из великих литераторов также дважды А.С. Пушкин и один раз Н.В. Гоголь. Из современных политических деятелей дважды встречается фамилия «Жириновский» и трижды «Путин». Кумиры – спортсмены – явление гораздо более частое. Фамилии знаменитых футболистов (Аршавин, Зидан, Бэкхем, Кержаков) встречаются в двух десятках анкет. Также упоминаются теннисистки Курникова и Шарапова (по одному разу). Из спортсменов недавнего прошлого, но уже ставших историей, назван Александр Белов. Для одного из учащихся кумиром является маршал Жуков, для другого – космонавт Гагарин, для третьего – Александр Невский.
Особую группу составляют ответы, где кумирами названы родители (около 15). Кумиром названы родные сёстры (два раза) и даже один раз дядя Гена!

И всё-таки самая многочисленная армия кумиров – это эстрадные исполнители, актёры кино, участники телевизионных шоу. Каких только названий и фамилий здесь нет! Мадонна, сёстры Олсен, Green Day, Johnny Depp, Anastasia, «Кино», Сергей Шнуров и т.д. Этот список можно продолжить. Он займёт ещё 8-10 строк. Курьёза ради, может быть, в него попали исполнители Б. Моисеев и Шура. Экранные герои (самые разные, как мы видим) на роль кумиров современных школьников претендовать могут вполне реально.

А есть ли кумиры для кого-то среди друзей, учителей, воспитателей?
Представьте себе, есть. В одной из анкет назван учитель нашего лицея, зам. директора по учебной работе Владимир Александрович Земляницын. К сожалению, это единичный пример. Формируют ли кумиры привычку и образ жизни? Поживём – увидим! Но очень бы не хотелось, чтобы примером для подражания были Фредди Крюгер или Верка-Сердючка.

Редакция

Наверх

Врать - вредно!

Под вредными привычками в современном мире принято понимать табакокурение, злоупотребление алкоголем и, конечно же, использование всякого рода веществ, искажающих психическое состояние. Но, по мнению школьников, есть и другие вредные привычки, может быть, менее заметные, но также мешающие здоровому образу жизни.

Среди учащихся 7-х, 9-х и 11-х классов было проведено анкетирование на тему: «Что вы считаете вредной привычкой?» На этот вопрос отвечало около 70 школьников. Понятно, что почти во всех анкетах самыми вредными привычками были названы те общеизвестные, о которых с тревогой говорят чаще всего: курение, алкоголь, употребление наркотических веществ. Но во многих анкетах в числе вредных названы привычки, о которых мы задумываемся не так уж и часто.

Вот, например, два ученика назвали очень вредной привычку плеваться.
Что ж? В точку! Для окружающих ещё какая вредная! Противная! В одной анкете скромно так, мелкими буквами начертан такой ответ: «Вредно громко кричать». И с этим вряд ли поспоришь. Не кричи громко, и горло болеть не будет, и у соседа уши не завянут.

Среди ответов есть и такой, в котором самой вредной названа привычка опаздывать. Это, конечно, не совсем привычка, а, скорее, такой тип поведения, но он, несомненно, вреден и для самого опаздывающего, и для того, кто ждёт.

А ещё встретился вот какой ответ: «Вредно много есть». Автор, конечно, не уточняет, что значит «много», но догадаться легко: вредно объедаться. Ещё как вредно! Для школьников эта проблема, может быть, и не очень актуальна, а для взрослых, безусловно, важна. Благодарим автора за напоминание.

Есть ответы из разряда «прикольных». (Извините за жаргонное слово, но оно очень подходит к данному эпизоду). Итак, один очень хороший юноша (почти отличник) написал, что «вредно быть умным». И пояснил: «Тебя посылают на олимпиады по всем предметам, а это очень тяжело». И гордимся этим учеником, и сочувствуем ему.
Во многих анкетах (более 20) говорится о нецензурной брани как об одной из самых вредных привычек. На эту тему существуют целые исследования. В двух последних выпусках лицейского журнала «Отражение» опубликована целая подборка материалов о ругани. Оказывается, что человек, произносящий нецензурщину, разрушает и своё здоровье, и здоровье окружающих. Вероятно, у всех этих ругательных слов и выражений существует какая-то вредоносная энергетика.

Очень многие ответы, хотя и разнообразные по форме, можно свести к одному: компьютерной проблеме. Часто упоминается игра под названием “LiNeAge II” как отвратительная и ужасно вредная. Названы и другие игры, в основном, те, в которых виртуальное существование захватывает так сильно, что реальная жизнь уходит на второй план. Если это действительно так, вред от таких игр неоспоримый. Шестеро учащихся упомянули о том, что привычка долго путешествовать «по глупым сайтам Интернета» тоже вредит здоровому образу жизни. Что ж? Наверно, это так. И голова не умнеет, и время уходит. Лучше бы в это время на лыжах…

Об одной анкете хочется сказать особо. Глубина его потрясает. И всего-то два слова: «вредно – врать». Кто бы ни был автор этой записки, он, несомненно, человек неординарный. Самая вредная привычка – врать!

«Привыкший лгать лжецом погибнет…» - это уже цитата из Стивенсона. Есть и более современная: «… вот потому что вы говорите не то, что думаете, а думаете не то, что говорите, вот в клетках и сидите…» Это запоминающаяся фраза из фильма «Кин-дза-дза», фильма глубокого и мудрого, несмотря на внешнюю придурковатость».

Давайте задумаемся над этим удивительным ответом. И, наверно, каждый согласится с тем, что ложь плохо сочетается со здоровым образом жизни…

Редакция

Наверх

"Зеркальный" выбирает здоровье

Этой зимой наши лицеисты побывали в лагере «Зеркальный». Небольшая смена протяженностью всего в одну неделю была наполнена интересными событиями. Все они проводились в рамках движения «за здоровый образ жизни». Впечатлениями о днях, проведённых в «Зеркальном», делятся Якуба Александра и Яковенко Ирина (8б).

За те дни, что нам довелось провести в лагере, мы приняли участие во многих мероприятиях. Об одном хочется рассказать подробно. Отрядам было дано задание подготовить презентацию на общую тему «За здоровый образ жизни». Но в то же время каждый отряд должен был более подробно показать в презентации работу над конкретной проблемой.

Первому отряду досталась тема «Прививка от стресса». Второй отряд работал над темами «Движение – жизнь» и «Животные в доме». Третий отряд придумал презентацию «Щит здоровья» (о закаливании) и «Глаз – как у орла» (об охране глаз и защите от глазных болезней). Все отряды очень старались, чтобы презентация получилась зрелищной, весёлой и полезной.

У нас было много спортивных соревнований. Играли в волейбол, баскетбол, участвовали в эстафетах. Болели за своих так, что некоторые «посадили» голос. Ведь поддержка трибун очень помогает одержать победу.

За все те дни, что мы провели в «Зеркальном», нам ни разу не пришлось скучать. Мы играли, соревновались, готовились к выступлениям. Эта смена нас научила правильно относиться к своему здоровью и к своим привычкам.

Ирина Яковенко, Александра Якуба

Наверх

Великая ошибка великого писателя?

Про знаменитейшего героя рассказов Конан Дойля - сыщика Шерлока Холмса - слышал каждый. И уж, совершенно точно, многие читали рассказы, которые описывают жизнь известнейшего сыщика на протяжении многих и многих лет.

То, что Шерлок Холмс – герой положительный, не вызывает никакого сомнения. Он борется с преступным миром, борется за справедливость, совершает благородные поступки. «Великий ум и великое сердце» - как говорит о сыщике его друг, тоже всем известный доктор Уотсон.

Но по прочтении уже нескольких рассказов становится ясно, что этот благороднейший и умнейший человек подвержен пагубной привычке употреблять определенные вещества, которые воздействуют на психику. Шерлок Холмс так объясняет свое пристрастие: «- Мой мозг, - сказал он, опершись локтями о ручки кресла и соединив перед собой кончики растопыренных пальцев, - бунтует против безделья. Дайте мне дело! Дайте мне сложнейшую проблему, неразрешимую задачу, запутаннейший случай - и я забуду про искусственные стимуляторы. Я ненавижу унылое, однообразное течение жизни. Ум мой требует напряженной деятельности».

То, что в человеке одновременно могут совмещаться сильные и слабые стороны, известно. Известно также, что это сильное и слабое постоянно вступает в борьбу друг с другом. От исхода этой борьбы зависят поступки человека. Но порой человек разумом осознает, что проявляет слабость и намеренно дает ей одержать победу над собой. Чем объяснить такой выбор? Ведь Холмс, человек такого могучего разума и сильного характера, каким его сделал автор, казалось бы, без особого труда мог победить в себе пристрастие к пагубной привычке.

Мы точно не знаем, длинную ли жизнь прожил Шерлок Холмс. Но на ее протяжении он раскрыл огромное количество запутанных дел. Но его разум всегда оставался ясен. О симптомах, присущих человеку, употребляющему всякого рода снадобья, мы ничего не знаем.

Люди, подверженные такому пороку, обычно очень быстро деградируют и физически, и духовно. Это общеизвестный факт. Они не только теряют моральные качества, но и способность ясно мыслить. Мог ли на самом деле такой человек, как Шерлок Холмс, быть подвержен пагубной привычке? Если мог, то почему на протяжении многих лет он оставался здоровым, мужественным и сильным. Не допустил ли великий английский писатель явную ошибку в своем творчестве?..

Лена Зайцева, 11б класс

Наверх

Никто не думает о других, когда курит...

О том, что курить вредно, знают все. Значит, это люди делают осознанно. Ну что ж, это их личное дело. Разговор пойдёт совсем не об этом. Речь о том, допустимо ли курить в присутствии других. Может быть, это не только вредно, но и оскорбительно? Об этом размышляет Надя Попова, ученица 11б класса.

Можно много говорить о вреде курения. Все знают, насколько это опасно. Но что чувствуют окружающие люди, при которых курят? Вот если в компании, где весело и всем приятно, вдруг кто-то достанет сигарету и закурит? Сначала у некурящих окружающих будет удивление, потом, может быть, кто-то скажет в адрес курящего что-то не очень хорошее, потом должно быть всеобщее возмущение. Ведь совсем необязательно запах дыма должен нравится тем, кто с курящим рядом. Дым, который ест глаза, от которого трудно дышать…

Я спросила у своих знакомых, как они относятся к тому, что при них закуривают? Некурящие ответили, что постарались бы уйти или отойти, чтобы не нюхать неприятный запах. Другим (которые сами курят) было бы всё равно, они бы и внимания не обратили. Третьи попросили бы закурить и составили бы компанию. Но у нас речь идёт о некурящих окружающих. Им неприятно находиться рядом с курящими. К сожалению, очень много молодёжи курит сейчас с раннего возраста. Взрослея, они не замечают того, что курят рядом с теми, кто этой привычки терпеть не может. Никто из них не думает о других, когда курит. Им даже в голову не приходит, что это может не только вредно влиять на соседа, но просто обидеть и оскорбить. Вывод можно сделать такой: курить в присутствии некурящих просто неприлично. А если человек закуривает в общественном месте (даже на улице), он не уважает окружающих, воздействует на них негативно. Уважающие себя люди даже могут бросить дружбу с таким человеком. Так что подумайте ещё раз те, кто собирается закуривать на глазах у всех! Вы подвергаете опасности, обижаете окружающих. Ведь далеко не все хотят вместе с вами вдыхать едкий дым и нюхать запах сгорающей бумаги и мелко нарубленных табачных листьев.

Наверх

Компьютер и здоровый образ жизни

Есть мнение, что в определенных ситуациях наш надежный друг и помощник может стать причиной многих проблем. Об этом рассуждает ученица 9в класса Александра Логинова.

На пороге третьего тысячелетия компьютеры стали неотъемлемой частью нашей жизни, открывая перед человеком немыслимые возможности. Их можно встретить везде- от заводов до больниц, от школьных классов до научных лабораторий.

Но длительная работа с компьютером может привести к опасным вредным факторам:
-электромагнитные излучения
-нагрузка суставов кистей
-стресс при потере информации
-депрессии и прочие проблемы с психикой
-потеря зрения.

Подростки тратят очень много времени на компьютер, иногда он становится для них неким наркотиком: и молодые люди, девушки и дети готовы на все ради дорогих минут «общения» с компьютером. Для таких людей «железный товарищ» может заменить родителей и друзей, прогулки и чтение книг. В этих ситуациях может нарушиться сформировавшийся здоровый образ жизни. Компьютер может стать другом или заклятым врагом, может добавить кучу проблем, может добавить кучу проблем, а может привести к одиночеству.

Не стоит забывать, что все хорошо в меру.
Гуляйте, выезжайте на природу, общайтесь с друзьями, радуйтесь и не забывайте, что в мире много интересного и увлекательного помимо компьютера.

Наверх

Компьютерная зависимость

Сейчас трудно найти хотя бы одно печатное издание, хотя бы одну радиостанцию, хотя бы один телевизионный канал, которые бы ни разу не обращались к теме компьютерной зависимости. Эта тема волнует сейчас всех родителей. Даже тех, у кого ребёнок только начинает сам нажимать на кнопочки. При этом практически не имеет значения, есть ли компьютер у вас дома или нет, так как количество компьютерных клубов продолжает увеличиваться, и любой ребёнок, достигший определённого возраста, не имеет никаких преград, чтобы туда попасть. И вот уже самые обеспокоенные родители, напуганные страшным словом «игромания», вообще не подпускают ребёнка к компьютеру, а другие совершенно не подсчитывают количество времени, проводимое их чадом за играми и Интернетом.

Современному человеку крайне необходимы навыки работы за компьютером, без этого сейчас нельзя получить достойную работу и сделать карьеру. Поэтому, конечно, нельзя лишать ребёнка общения с компьютером вообще. Просто надо разобраться, как сделать это общение наиболее полезным, здоровым и интересным.

Начиная со школы, моя жизнь тесно связана с компьютером. Мне всегда нравились уроки информатики, поэтому я и поступила в ЛИТМО на самую «компьютерную» в то время специальность «Вычислительные машины, системы, комплексы и сети». Но я всегда относилась к компьютеру как к другу, помощнику, источнику новых знаний и умений, а не просто как к развлекательному центру. Я и сейчас не понимаю, как можно тратить время на то, чтобы убить в тупой игре очередную дюжину монстров или угнать десяток автомобилей. Хотя, конечно, не все игры бесполезны. Существует и такие, которые развивают те или иные логические способности, помогают изучить иностранный язык или разработать интерьер своей собственной квартиры.

С помощью компьютера можно редактировать фотографии, создавать собственные сайты, писать музыку и многое-многое другое. Жаль только, что некоторые учащиеся мечтают только о том, что уроки информатики вдруг превратятся в сплошные компьютерные игры, и совершенно не хотят осваивать столь необходимые сейчас технологии.

Многие фирмы специализируются на выпуске специальных развивающих пособий для малышей с 3-5 лет. И это действительно приносит пользу, а не вред. Нужно только объяснять ребёнку с самого детства, что компьютер, хотя и незаменим во многих вопросах, но его не пригласишь на день рождения и не покатаешься с ним на коньках: это совсем не те реальные друзья, что живут в соседнем подъезде, ходят с тобой в детский сад или школу.

Ребята, которые с головой уходят в виртуальный мир, скорее всего, имеют проблемы со сверстниками или родителями. Проще погрузиться в мир, где ты можешь быть крутым парнем, прекрасной принцессой или жутким монстром, чем отвечать на наболевшие вопросы вживую. Знакомиться по Интернету тоже легче: никто не мешает тебе скрыть твой шрам на щеке или кривые ноги под фотографией какой-нибудь звезды с обложки глянцевого журнала. Но всё-таки заменить настоящую жизнь фантазиями нельзя. А родителям, учителям и просто одноклассникам нужно прилагать усилия для того, чтобы таких уходов от реальности не происходило. У каждого школьника должны быть обязательно какие-то интересы, кроме компьютера. Пусть это будет коллекционирование, спорт, музыка или рисование, но такое занятие должно включать общение с единомышленниками. Тогда не придётся искать друга только с помощью системного блока, монитора, мышки и клавиатуры…

Елена Евгеньевна Ключева,
учитель информатики

Наверх