логотип сайта

Сходство понятий среди математических и литературоведческих терминов



История происхождения термина "гипербола"

Одним из первых, кто начал изучать конические сечения — эллипс, парабола, гипербола, был ученик знаменитого Платона, древнегреческий математик Менехм (IV в. до н.э.). Решая задачу об удвоении куба, Менехм задумался: «А что случится, если разрезать конус плоскостью, перпендикулярной его образующей?». Так, изменяя угол при вершине прямого кругового конуса, Менехм получил три вида кривых: эллипс — если угол при вершине конуса острый; парабола — если угол прямой; одну ветвь гиперболы — если угол тупой.

Название этих кривых придумал не Менехм. Их предложил один из крупнейших геометров древности Аполлоний Пергский, посвятивший замечательным кривым трактат из восьми книг «Конические сечения» («О кониках»). Семь книг сохранились, три из них — в арабском переводе. Первые четыре книги содержат начало теории и основные свойства конических сечений. Это — трактат об эллипсе, параболе и гиперболе, определяемых как сечения кругового конуса, где изложение доведено до исследования эволют конического сечения.

Аполлоний показал, что кривые можно получить, проводя различные сечения одного и того же кругового конуса, причем любого.

При надлежащем наклоне секущей плоскости удается получить все типы конических сечений. Если считать, что конус не заканчивается в вершине, а проектируется на нее, тогда у некоторых сечений образуется две ветви.

Описывая кривые языком алгебры, математик выберет в плоскости сечения такую прямоугольную систему координат, в которой уравнения кривых имеют наиболее простой вид. Если направить ось абсцисс по оси симметрии конического сечения и поместить начало координат на саму кривую, то ее уравнение принимает вид:

Происхождение названия объясняется следующим рисунком.

Построим в вершине любой прямоугольник. К нему приставим квадрат, касающийся вертикальной кривой, а стороной — оси симметрии. Тогда в гиперболе площадь квадрата больше, чем прямоугольника.


© Санкт-Петербург, лицей №590, Александр Цехоцкий, ученик 9а класса