логотип сайта

Подобие в живописи


Перспектива

Предметы по мере их удаления от источника света теряют яркость, рельефность, цвет, очертания. Световая перспектива, показывающая, насколько предметы удалены от источника цвета, имеет особенно большое значение при изображении интерьеров вечерних городских пейзажей.

К.П.Брюллов - "Последний день Помпеи"

Удаляясь от нас, предметы все больше погружаются в воздушную среду, теряя ясность и четкость очертаний. Темные предметы на расстоянии приобретают холодные оттенки (чаще всего голубоватые, иногда темно-синие), светлые – теплые. Лучше всего издалека заметны красные, оранжевые и другие теплые цвета. Контрасты света и тени, материальность предметов стушевываются по мере удаления: они приобретают характер силуэтов.

Перспективу можно показать и рисунком, то есть очертанием линий удаленных на разные расстояния предметов.
Это – перспектива линейная.

Построение линейной перспективы

В переводе с латинского глагол, от которого происходит слово «перспектива», означает «ясно вижу». Перспектива позволяет художнику запечатлевать, а картине любые объекты так, как мы видим их в натуре.

Леонардо да Винчи - "Мадонна с цветком"

Одним из первых закон перспективы научно обосновал и применил в живописи Леонардо да Винчи.

Леонардо да Винчи о перспективе:
«Линейная перспектива распространяется на действие зрительных линий, чтобы при помощи измерений доказать, насколько 2-ой предмет меньше 1–го и насколько третий меньше 2-го, и так постепенно вплоть до конца видимых предметов. Из опыта, что 2-ой предмет, если он настолько же удален от первого, настолько 1-ый от твоего глаза, то, хотя бы они и были равны друг другу по размерам 2-му и 3-му перед ним, удален от 3-го, то он будет вдвое меньше второго; и, таким образом, постепенно при равных расстояниях, они будут всегда уменьшаться вдвое – 2-го по отношению к 1-му».


© Санкт-Петербург, лицей №590, Юкаева Ольга, ученица 9а класса