Медный всадник
На главную
Содержание
Евгений Онегин

Евгений Онегин
Миллионная улица
Бульвар
Английская набережная
Летний Сад
Talon
Большой театр



Пиковая дама

Германн
Старая графиня
Дом Пиковой дамы
Легенды дома



Медный всадник

Евгений
Параша
Краткая история создания
Адмиралтейская игла
В Коломне
Где дом в углу вознёсся новый
Ветхий домик
Остров малый
Медный всадник
Из истории Медного всадника
Стихи про Медного всадника
Летний Сад
Talon
Большой театр

z!tech rd-s!gnz Пушкин Достоевский Гоголь Гончаров

Виртуальный Музей Литературных Героев
Автор Пушкин
Произведение ...
Герой ...
Место ...



Александр Сергеевич Пушкин родился в 1799 году в Москве. Однако жизнь величайшего русского поэта, все его творчество, его духовная и человеческая биография теснейшим образом связаны с Петербургом.

Это был город его учения, город первых литературных опытов, город, в котором пришли к нему известность и слава. Это был город, где всегда ждали его друзья, учителя, единомышленники. Петербург для поэта тесно и неразрывно связан с Царским Селом, с Лицеем, которое он назвал своим духовным Отечеством.

Адреса, связанные с именем Пушкина, в Петербурге разнообразны: это и демократическая Коломна, где он жил по окончании Лицея вместе с родителями в доме №185 по Фонтанке, где была написана поэма "Руслан и Людмила", откуда выехал он в изгнание, чтобы через 5 лет вернуться знаменитым, первым поэтом России, и особняк президента Академии художеств и директора Публичной библиотеки А.Н. Оленина, находившийся тоже на Фонтанке, но в более аристократической ее части, где случилось "чудное мгновенье" встречи поэта с А.П. Керн. Это и Большой театр, о котором поэт взволнованно и восторженно рассказывает в первой главе "Евгения Онегина", - почитателем и завсегдатаем этого театра поэт был всегда. Это и дом братьев Тургеневых на Фонтанке, 20, из окна которого виден Михайловский замок - "свидетель падшей славы": именно там была написана ода "Вольность", там же проходили заседания литературного общества "Арзамас". Это и здание на Екатерингофском проспекте, 35, где в доме Никиты Всеволожского собирались члены "Зеленой лампы" - литературно-политического кружка, объединявшего молодых российских вольнодумцев. Это и Демутова гостиница на Мойке, где поэт часто останавливался в конце 20-начале 30 годов. Здесь была написана "Полтава", здесь встречался он с приехавшим из Персии Грибоедовым, Мицкевичем и пр. Это дом на загородном проспекте, 9, где жил лицейский друг поэта А. Дельвиг, на "средах" у которого собирались лучшие представители петербургской аристократической интеллигенции. После женитьбы поэт пытается создать "ДОМ", дом как идеал, как центр духовной жизни. О напряженных поисках, но, к сожалению, не только о них, а и о трудностях жизни поэта в этот период, свидетельствует калейдоскопическая смена адресов: Галерная, Фурштадтская, Большая Морская, Пантелеймоновская, Французская набережная… "Кружусь в свете, жена моя в большой моде - все это требует денег, деньги даются мне через труды, а труды требуют уединения", - писал поэт в начале 1833 года. В это же время он пишет: "Петербург совершенно не по мне, ни мои вкусы, ни мои средства не могут к нему приспособиться".

Читая письма и дневники поэта этого периода, а также воспоминания современников о нем, начинаешь понимать, что не город "не по нему", а светский образ жизни, суета, отсутствие возможности для творчества тяготят Пушкина. Именно эти причины обусловили желание поэта покинуть столицу и поселиться в деревне, среди тишины и покоя, столь необходимых для творчества. Если говорить о других местах, любимых поэтом, связанных с его творческой биографией, то нельзя не упомянуть Летний сад, о котором Пушкин пишет: "Летний сад мой огород. Я вставши от сна иду туда в халате и туфлях. После обеда сплю в нем, читаю и пишу. Я в нем дома". Часто можно было встретить поэта в книжной лавке Смирдина на Невском проспекте, 22.

В 1836 году Пушкин переезжает на свою последнюю петербургскую квартиру - в дом на Мойке, 12. Здесь он много и напряженно работал, редактируя "Современник", здесь была завершена работа над "Капитанской дочкой", написано стихотворение, посвященное последней лицейской годовщине, ответ Чаадаеву на его "Философическое письмо". В этом доме суждено было переживать поэту мучительные и горькие моменты, связанные с тем, что его святыни - семья и дом - стали объектом светского злословия и сплетен. Из этого дома ушел он на роковую дуэль с Дантесом, встретился в кондитерской Вольфа на Невском со своим секундантом Данзасом и мимо Петропавловской крепости отправился в санях на Черную речку. В этот дом его привезли, смертельно раненного. Здесь прошли последние часы его жизни, мучительные и в то же время свидетельствующие о силе и благородстве его духа. Здесь бессменно дежурили его друзья, здесь на дверях вывешивался бюллетень с информацией о состоянии здоровья Пушкина. Здесь, у этого дома, по свидетельству современников, в эти горькие дни перебывал едва ли не весь Петербург. Из этого дома его гроб был перенесен для отпевания в Конюшенную церковь, а потом отправлен к месту вечного упокоения - в Святогорский монастырь. В творчестве величайшего поэта России Петербург возникает и в "Евгении Онегине", и в "Медном всаднике", и в "Пиковой Даме", и в "Арапе Петра Великого", и в "Станционном смотрителе", и в стихах разного времени… Разноликий "город пышный, город бедный" создан Пушкиным с любовью и необыкновенным знанием. Можно сказать, что поэтически-возвышенное, торжественное начало в изображении города в творчестве Пушкина соседствует с мрачно-трагическим. Белая ночь и смертоносная сила наводнений, прекрасная архитектура и нищета, горечь человеческих судеб… Можно сказать, что Пушкинский Петербург словно продолжал себя в повестях Гоголя и романах Достоевского, в стихах поэтов "серебряного века".




[ zitech ] de-z!gn 2ooo
IE >3.* supported