Композиция и ритм

оглавление
Интересна композиция стихотворения. Она представляет собой словно два концентрических круга. Первый - внешний круг - первая и четвертая строфы - изображает переживания и чувства лирического героя. Второй круг - внутренний - вторая и третья строфы - рисуют героиню. Но оба круга связаны общим мотивом - мотивом переплетения, соединения наслаждения, радости и боли, страдания.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом, но в первом стихе четвертой строфы не хватает одного слога. Редактор "Собрания стихотворений" Ф.И. Тютчева Н. Сушков принял эту потерю слога за описку, небрежность и поторопился "исправить" поэта. Однако в издании "Большой серии" "Библиотеки поэта" стихотворение опубликовано точно по тютчевской рукописи, и в комментариях по этому поводу даны объяснения. "Опущенный" слог можно заменить паузой-вздохом. Такой достаточно редкий поэтический прием называется "липометрией". В рассматриваемом стихотворении он обладает особой выразительностью, поскольку словно обозначает переход от одного композиционного круга стихотворения к другому, от изображения возлюбленной к изображению переживаний лирического героя. Можно представить себе, что герой словно задохнулся от воспоминаний о возлюбленной, от глаз которой он "душу оторвать не мог"…

Продолжение