Мотив любви

оглавление

Любовь к такой женщине не может быть безоблачной. Тема чувств и переживаний лирического героя в стихотворении созвучна теме возлюбленной и по страстной силе, и по непостижимому соединению страдания и наслаждения.

Рассказать словами о своих переживаниях герой не может и словно захлебывается:

Я очи знал - о, эти очи!
Как я любил их - знает Бог!

Сила чувства необыкновенно выразительно передана в метафоре "душу оторвать не мог". Существует широко употребимая языковая метафора "не мог глаз оторвать". Это выражение синонимично слову "залюбоваться". Поэт разрушает привычное выражение, меняя "глаза" на "душу". Возникает эффект неожиданности, создающий сильное впечатление.

Но если вдуматься, то дело не только в неожиданности, разрушении привычного. Любуются - глазами. Любят - душой. Значит, не только роковая красота привлекает героя. Душа предельно чувствительна. "Душу оторвать" можно только с кровью. Так с первой строфы стихотворения начинает развиваться мотив любви, в которой слиты неразрывно наслаждение и страдание. "Волнение" и "слезы" в последней строфе - итог развития этой темы.

Интересно, что в последней строфе стихотворения - осознанно или бесознательно? - у Тютчева возникает пушкинский образ: "чудные мгновения". Данный без кавычек, он все же не может осознаваться вне связи с пушкинской трактовкой. "Чудные мгновения" любви - по Пушкину это всегда "пробуждение" души, ее воскресение, "и Божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь". Любовь как катализатор души, пробуждающий ее, заставляющий страдать, болеть, но при этом острее чувствовать жизнь, ее неповторимость, ее красоту, ее наслаждение… Пушкинский образ в стихотворении Тютчева усиливает тему страстного чувства, в котором сливаются воедино боль и счастье.

Продолжение