Ленинград: подвиг духа
Карта сайта > Главная > Противостояние армии > 1941 > Ладожская флотилия

Организация перевозок по Ладожскому озеру

Состав Ладожской флотилии

Сторожевой катер

Ладожская военная флотилия была сформирована 25 июня 1941 года приказом наркома ВМФ из учебного отряда ВМУЗ. Она состояла из дивизиона учебных кораблей (4 транспорта и 5 парусно-моторных шхун), дивизиона катеров, учебно-артиллерийского дивизиона. Главная база флотилии находилась в Сортанлахти, тыловая - в Шлиссельбурге.

В состав флотилии зачислили 6 канонерских лодок, а именно "Вира", "Бурея", "Нора", "Олекма", "Селемджа", "Шексна", 6-й дивизион тральщиков, дивизион катеров-тральщиков, группу кораблей специального назначения и береговые части.

Действия в 1941 году

31 августа – для поддержки наших частей у Шлиссельбурга в район Ивановских порогов был направлен отряд кораблей. С 1 по 7 сентября они вели обстрел боевых порядков противника в районе Мга, Горы, Ивановское, Пухолово, Погорелушка, Сологубово. Вереница кораблей

20 по 29 сентября - для поддержки правого фланга 23-й армии в районе Тозерово на позиции находилась канонерская лодка "Вира".С 20 по 24 октября - отряд кораблей дважды выходил на огневые позиции и обстреливал командные пункты и позиции противника на южном побережье Ладожского озера в районе населенных пунктов Липки, Синявино, Шлиссельбург.

8 сентября - германские войска захватили Шлиссельбург, и железнодорожная связь Ленинграда со страной окончательно прекратилась. Так началась знаменитая блокада Ленинграда. Устоит ли Ленинград, зависело теперь от Ладожской военной флотилии, которой подчинялись суда Северозападного речного пароходства. В сложившейся ситуации организация перевозок была весьма сложной: со станции Волховстрой вагоны подавались на пристань Гостинополье. Маскированный флот

12 сентября– в Осиновец прибыли две баржи, доставившие 800 тонн зерна. Это был первый рейс с грузами для осажденного города. В тот же день сторожевой корабль "Пурга" доставил в Осиновец 60 тонн боеприпасов.

Перевозки по озеру проходили в неимоверно трудных условиях. Ладога, тихая и безобидная в ясную погоду, осенью становится неузнаваемой: ветры силой до 10 баллов поднимают огромные волны, опасные даже судам озерного типа. Для перевозок по озеру в спешном порядке были собраны все суда, какие только можно было собрать, — 49 озерных и речных барж, в том числе более 20 таких, которые вследствие технических неисправностей и других причин раньше не использовались. Немало судов погибли от штормов и бомбежек.

Например, ночью 17 сентября шторм выбросил на прибрежные камни пароход "Ульяновск", захлестнул волнами пароходы "Козельск", "Войма", "Мичурин" и другие суда с продовольствием для Ленинграда, потопил также баржу с эвакуированными из Ленинграда женщинами и детьми. Тральщик № 122, подобравший около 200 человек с потерпевших аварию в десятибалльный шторм судов, атаковали девять бомбардировщиков. В корабль попали две авиабомбы, но тральщик продолжал стрелять из единственного 45-мм орудия до тех пор, пока не затонул. 5 октября в ходе артиллерийской поддержки частей 23-й армии в районе Никулясы была повреждена авиабомбой канонерская лодка "Олекма". На следующий день она затонула. Поднять ее удалось лишь 6 июня 1944 года.

С 24 октября по 18 ноября - корабли флотилии осуществили перевозку в полном составе 191-й стрелковой и 44-й горнострелковой дивизий и 6-й отдельной бригады морской пехоты (более 20 тысяч человек), а также 129 орудий, 974 лошадей и другого имущества. Операция проходила под воздействием авиации противника.

4 ноября - в базе Осиновец одиночный бомбардировщик "Блейнхейм" атаковал сторожевой корабль "Конструктор".

17 ноября - из Новой Ладоги вышел первый эшелон кораблей.

20 ноября - были затерты льдами и затонули буксиры "Ижорец-9", "Ижорец-10" и "Ижорец-4", буксировавшие пароход "Козельск", сторожевые катера МО-175 и МО-216.

60-летию Победы посвящается. ГОУ лицей № 590, Санкт-Петербург