Парфенон

Математика и архитектура



Многоколонные залы

В те времена большое помещение каменного сооружения не могло быть иным и по техническим причинам.

Кровля держалась на каменных балках, перекинутых от одной колонны к другой.

А строители и тогда уже отлично знали, что камень может выдержать большую нагрузку, если на него давит сверху, то есть, как теперь говорят, он прекрасно работает на «сжатие». Но если длинный каменный блок положить на две опоры, далеко отстоящие друг от друга, то этот юлок, играющий роль балки, непременно вскоре даст трещину посередине и обвалится от собственной тяжести. То есть опять таки, говоря современным языком, камень, в отличие от дерева, плохо работает «на растяжение».

Деревянные балки могут быть той длины, какой длины в вашем распоряжении бревна, а вот каменные – нет. Чем массивнее балка, тем она должна быть короче, тем ближе друг к другу должны стоять опоры.

Вот почему в египетских храмах, которые строили только в камне, неизбежно появлялись так называемые гипостильные, многоколонные залы. Залы и дворы окружали массивные стены, сложенные из больших каменных блоков призматической формы.

Стены без окон наглухо отгораживали храм от окружающего мира, их поверхность украшалась, как и колонны, рельефами и росписями. Но этим роль стены не исчерпывалась, стена была также частью конструкции, несущей определенную нагрузку: на нее перекидывали каменные балки с ближайшего ряда колонн.

Происхождение слова "архитектор"

Храм в Луксоре

Мы не случайно довольно подробно останавливаемся на архитектуре Египта. Развившиеся на берегах Нила в течение тысячелетий наука, искусство легли в основу западноевропейской культуры, и античная архитектура своими корнями ощутимо дотягивается до древнеегипетского зодчества. Взять хотя бы уже знакомую нам строечно – балочную конструкцию, наиболее современного выражения этой конструкции добились именно архитекторы Древней Греции. Кстати, слово «архитектор» (греческого происхождения) составлено из двух корней: «архи» и «тектон». Первая часть предает степень превосходства, старшинства, а вторая означает «строитель». Следовательно, архитектура – это высокое строительное искусство.


©Санкт-Петербург, лицей 590, Красковская Юлия, ученица 9а класса