Книгоиздание и книготорговля: культура или коммерция?

Еще в Древнем Риме появилось высказывание о том, что «деньги не пахнут». Исходя из этой мысли все равно, что производить — книги или обувь, чем торговать — бананами или живописными полотнами. И о качестве продукта вопрос не стоит: покупают, платят — и прекрасно.

Выходит, что можно потакать низменным вкусам публики, если это приносит доход? Можно снимать жестокие фильмы, издавать бездарные книги, показывать телепередачи, развращающие души, если это пользуется спросом? Ведь деньги, как известно, не пахнут…

Задумаемся: те, кто так или иначе имеют дело с искусством, вольно или невольно оказывают влияние на людей. И вред от скверной, безнравственной книги, телешоу или фильма значительно выше, чем от плохих башмаков или недозрелых бананов.

Однако пройдем мимо книжных лотков, рассыпанных повсюду, и заглянем, что продается? Детективы, «дамские романы», псевдопсихологическая литература, измышления «целителей» всякого рода… Как говорил Маяковский, «однообразный пейзаж».

Особым спросом пользуются детективы — всенародно любимый жанр: бесконечные Донцова, Полякова, Серова, Куликова и иже с ними, которых с трудом можно отличить друг от друга, настолько примитивны сюжеты, неинтересны герои, однообразен язык. Пошлые схемы, по которым строятся эти, с позволения сказать, детективы (да простят нас Конан Дойл, Агата Кристи, Сименон!) отупляют людей, убивают безвозвратно способность читать серьезную литературу, приучают к тому, что книга — это своеобразный способ легкого времяпрепровождения, не требующий напряжения ни ума, ни души.

Когда-то мы называли себя «самой читающей страной в мире». Посмотрите, у нас и сейчас читают в метро, но что читают?!. А то, что купили в книжном ларьке за тридцатку — недорого! В мягкой пестрой обложке (желтый, черный, зеленый, алый — в страшном сне такое лишь может присниться!), на скверной бумаге, зачастую с опечатками, а порой и просто с огрехами против грамматики и стиля (а уж против здравого смысла — и подавно!) Сэкономили на качестве, на культуре!

Есть такое отвратительное выражение: «пипл хавает». Действительно, мы это покупаем, мы это читаем! Умная, тонкая, добрая, искренняя книжка хорошего питерского прозаика, лауреата премии имени Н. В. Гоголя Д. Н. Коралиса «Чикагский блюз» выпущена тиражом 5000 экземпляров. А роман Дарьи Донцовой «Стилист для снежного человека» (от одного названия оторопь берет!) — тиражом 450000! И будет наверняка переиздание: ведь Донцову покупают, а книгоиздание и книготорговля — это коммерция, и она должна приносить доход, даже если за это будет заплачено интеллектом и нравственностью нескольких поколений.

Можно ли разрешить это противоречие — противоречие между коммерцией и культурой? Русская поговорка считает, что нельзя «капитал приобрести и невинность соблюсти». Но обратимся к истории. Оказывается, были прецеденты! Может, они помогут нам в чем-то разобраться?

Именно с этим желанием разобраться, могут ли сосуществовать прагматика и хороший вкус, мы и обратились к личности одного из самых успешных, самых известных книгоиздателей и книготорговцев России — Александра Филипповича Смирдина.

ГОУ лицей № 590, Санкт-Петербург.   www.likt590.ru   school590@mail.ru